ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813–1869)

— русский композитор, создатель жанрово-бытовой национальной музыкальной драмы. Родился 2 (14) февр. 1813 г. в с. Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.

Д. считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

По некоторым сведениям, Д. мог встречаться с Л. у Карамзиных. Так, В.Е. Верещагина свидетельствовала в письме (ноябрь 1838 г.), что тетка Даргомыжского Анна Борисовна Козловская (по мужу Станкер) принадлежала к числу столыпинских и верещагинских знакомых. А это позволяет предположить, что и Л. мог встречать Д. — и не только в салоне Карамзиных.

Д. создал вокальный цикл, в котором едва ли не впервые наметилось определенное понимание не только отдельных стихотворений, а самой сущности лермонтовской лирики. К ранним произведениям композитора на стихи Л. относится романс «Тучки небесные» (СПб, 1844). Д. музыкально воплощает это стихотворение в форме так называемой «сдвоенной» «русской песни», то есть композиции, состоящей из медленной, протяжной и скорой, плясовой песни. Соединение значительного, глубокого текста Л. с бытовым песенным жанром отражает одну из особенностей демократического вокального творчества. Д. пытается создать бытовую песню на скорбный, трагический текст Л. Она несет в себе одну эмоциональную окраску — грустную, элегическую, выраженную в двух разных жанровых частях. Широкая, распевная, народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта. Лирико-повествовательное, сосредоточенное выражение безнадежно-печальных чувств в первой части сменяется напряженной динамикой во второй. Романс «Молитва» (позднее автор поменяет название «В минуту жизни трудную» (СПб, 1845)) относится к редкому жанру романса-молитвы. Молитва Д. выдержана в характере мелодически закругленного романса салонного оттенка. Первая часть романса представлена в суровом движении (сопровождение строгими четвертями). Вторая его часть отмечена естественными, правдивыми оборотами, исполненными трогательного чувства.

Романс Д. «И скучно и грустно», сочиненный в Париже в 1845 (изд. СПб, 1847), принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. В мелодике романса частые паузы, скачки на широкие интервалы акцентируют внимание на внутренней сосредоточенности. Так, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнута отклонением в тональность II низкой ступени. Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, создает ощущение душевной самоуглубленности.

В других романсах — «Мне грустно» (СПб, 1848), «Слышу ли голос твой» (СПб, 1849) – композитору удалось найти правдивые музыкальные интонации, верно передающие мысль поэта, его горькие раздумья о современности, об одиночестве человека. К лучшим творениям Д. принадлежит вокальное трио «Ночевала тучка золотая», 1856 г., а также «Песнь рыбки» (СПб, 1861) — последнее сочинение на слова Л. Речитативный характер романсов Д. выразительно подчеркивает особенности лермонтовской поэтической речи.

Лит.:1) Пекелис М. С., А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966, С. 265–269, 454–457, 2) Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1977, С.235–238; 3) Лермонтов в музыке: Справочник / Сост. Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. — М.: Сов. композитор, 1983. — 176 с.; 4) Розанов А. С. Даргомыжский // ЛЭ — С. 126.

В.В. Шмелева