ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 — 1954),

писатель, литературовед, философ и богослов, секретарь Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева, священник.

В разное время Д. занимался исследованиями творчества Л., Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Л.Н. Толстого, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, Б.Л. Пастернака, М.В. Нестерова, Роберта Фалька и др. В 1930-е гг. Д. написаны большие исследования по литературе: «Русские писатели у Гете в Веймаре» (1932), «А. Дюма-отец и Россия» (1937), «Г-жа де Сталь и ее русские отношения» (1939), «Автобиография Константина Леонтьева» (1935), в это же время выходили отдельные статьи и книги с работами философа по русской классике.

Имя Л. с самого детства было созвучно Д., он берег давний детский подарок родителей — собрание сочинений Л., писал: «Я все думаю о Лермонтове, — нет, не думаю, а как-то живет он во мне» [2. 115]. На протяжении жизни любимыми книгами Д., по его воспоминаниям, были «Лермонтов и жития святых, простые, лубочные, мужицкие жития святых» [2; 115].

Первые работы Д. о Л. представляют собой исследования, связанные с изучением принципов поэтики и ритмом стиха, в которых ощущается явное влияние философии символизма, теоретических трудов А. Белого: «Судьба Лермонтова» (1914); «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» (1916); «Россия и Лермонтов. К изучению религиозных истоков русской поэзии» (1916). В это же время Д. составил свои первые комментарии к произведениям поэта — к собранию стихов и поэм Л., готовившегося в издательстве «Польза» (М., 1914) он подготовил комментарии и вступительную статью.

Ответственный хранитель коллекции «Мемориальный архив» музея С.Н. Дурылина (Моск. обл., г. Королев) Т.Н. Резвых в статье «Ищущий града» об исследованиях Д. 1910-х гг. писала, что в это время сильное влияние на взгляды философа оказали идеи о «богочеловеке» греческого христианского теолога Оригена [2; 282–289]. По Оригену, все существа, люди, звезды, ангелы, демоны, имеют одну природу — ум, а отличаются друг от друга наклонностями к добру или злу. С этих позиций Д. было рассмотрено творчество поэта в статье «Судьба Лермонтова» (1914). Философ исследует «ангельское» и «демоническое» начало в стихотворениях поэта — «оригеновский» мотив творчества Л. Сам Д. о работе над статьей «Судьба Лермонтова» писал в дневнике: «В минувшем году вновь обратившись к работе, вновь религиозно отзываясь на Лермонтова, я пришел к тому, что голубое сияние, “очи, полные лазурного огня”, которые смотрели на поэта, и к которым он шел вопреки всей лжи и темноты своего тамбовского сверхчеловечества и армейского Богоборчества, есть очи Той, Которую именуем св. Софией. Кто видит голубое сияние так, как видел его Лермонтов, тот должен увидеть и Ту, от Которой это сияние» [2; 295]. Из слов Д. видно созвучие его идей с учением С.Н. Булгаковым о Софии и Богочеловечестве.

С 1925 г. Д. занимался преподавательской работой в усадьбе Мураново — обучал словесности племянника Н.И. Тютчева. Подробных воспоминаний о жизни Д. в усадьбе нет, но известно, что в 1926–1927 гг. литературовед работал над исследованием творчества Пушкина и Л. Интересно, что во время своего пребывания в Мураново Д. предлагал своему близкому другу, художнику М.В. Нестерову написать ряд портретов-картин писателей и поэтов, в том числе и Л. Однако получил отказ (Нестеров считал эту работу очень ответственной, полагал, что его талант не соответствует дару писателей, чьи портреты ему были заказаны, писал, что «для Лермонтова мог быть один достойный портретист — Врубель» [3; 362]).

Известно, что в это время Д. были также написаны оригинальные прозаические произведения и духовная поэзии. Но, т.к. на 1920 — 1930-е гг. приходилась ссылка Д. (в марте 1920 г. он был рукоположен в священники, а 20 июня 1922 г. был арестован, сослан сначала в Челябинск, затем в Томск), его литературное наследие, включая и теоретические исследования, при жизни опубликованы не были.

С 1936 по 1954-е гг. Д. жил в подмосковном поселке Болшево, с этого времени он стал известен как искусствовед и литературовед (с 1938 г. был сотрудником ИМЛИ РАН, в 1944 г. получил степень доктора филологических наук, а с 1945 г. работал в должности профессора, заведующего кафедрой Истории русского театра ГИТИСа). В это же время появились самые значимые труды Д. по истории литературы, театра и живописного искусства: «“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова» (1940); «Русские писатели в Отечественной войне 1812 г.» (1943); «Нестеров-портретист» (1948), «Врубель и Лермонтов» (1948), «М.Н. Ермолова (1893 — 1928). Очерк жизни и творчества» (1953) и др.

Значительное место в исследованиях творчества Л. занимает комментарий Д. к роману «Герой нашего времени» — книга издана к юбилейному 1941 г. и представляет собой пособие, адресованное в первую очередь учителям и школьникам. К роману Л. Д. были составлены подробные комментарии ко всем реалиям, встречающимся в произведении. В книге автору удалось представить обширные и ценные сведения о Кавказе времен Л. В своем исследовании Д. сумел органично соединить разнообразный этнографический материал по истории и культуре Кавказа со светлыми лирическими интонациями. Комментарии Д. к «Герою нашего времени» — это, в первую очередь, фундаментальное исследование по этнографии Кавказа, актуальное и для современной научной мысли.

Работы Д. «“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова». Пособие к изучению романа» (М. Учпедгиз. 1940) и «“Герой нашего времени”. Роман М.Ю. Лермонтова» (М., Учпедгиз, 1940) стали первыми такого рода изданиями для школы, вслед за ними появились комментарии других исследователей к «Мертвым душам», «Войне и миру», «Преступлению и наказанию» и др.

Исследование Д. о романе «Герой нашего времени» было переиздано только в 2006 г. («“Герой нашего времени”. Роман М.Ю. Лермонтова» Комментарии. Издание Дома-Музея С.Н. Дурылина М., «Мультиратура», 2006).

Художественная проза Д. написана ярким, живым языком. М.В. Нестеров определял его как нечто прекрасное, оригинальное, глубокое по чувству и совершенное по форме. Несомненно Д. «философствует на языке великой русской литературной традиции. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой, Достоевский служили ему опорами для мысли» [2; 194].

Лит.: 1) Дурылин С.Н. Колокола. Избранная проза. — М.: Изд-во журнала «Москва», 2009. — 423 с.; 2) Дурылин С.Н. и его время: Исследования. Тексты. Библиография. — М.: Модест Колеров, 2010 — 512с.; 3) Нестеров М.В. Письма. — Л.: Искусство, 1988. — 534 с.; 4) Померанцева Г.Е. Вступительная статья к книге С.Н. Дурылина «В своем углу». — М.: Московский рабочий, 1991 г. — С.3–42.

К.А. Поташова