ГЕ Николай Николаевич (1831–1894),

русский живописец, портретист, мастер исторической и религиозной живописи. Высоко оценивал творчество писателей и поэтов, был воспитан на идеях В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Историк искусств В.В. Стасов (1824-1906), оценивая творчество Г., писал о роли литературы в жизни художника: «Он пробовал выразить в рисунках именно свои впечатления от поразивших его, сильно владевших им созданий поэтических» [1; 61].

Среди поэтов сильное влияние на живописца оказал Л., что также было отмечено В.В. Стасовым: «Он обожал Лермонтова, до страсти зачитывался им» [5; 61]. Г. стал одним из первых художников, выбравшим темой своей картины эпизод из произведения Л.: работа «Лейла и Хаджи-Абрек» (1852 г., масло; Музей русского искусства, Киев, Украина) создана на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» (1833). Картина еще юного живописца была выполнена в Академии художеств под знаком увлечения творчеством К.П. Брюллова (в выборе красок, манере написания картина напоминает иллюстрацию К.П. Брюллова к «Арапу Петра Великого» А.С. Пушкина). Г. сумел уловить романтическую патетику поэмы Л., передать характер конфликта. В своем творчестве Г. обратился к Л. единожды, но именно после его картины «Лейла и Хаджи-Абрек» (1852) художники начали иллюстрировать произведения поэта.

Лит.: 1) Арбитман Э.Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге. — Волгоград: ПринТерра, 2007. — 318с; 2) История русского искусства: В 2-х т. — М.: Искусство, 1960. — Т.II. 456с; 3) Карпова Т. Н.Н. Ге. — М.: Пинакотека, 2011. — 63с; 4) Порудоминский В.И. Николай Ге. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2000 — 378с; 5) Стасов В.В. Н.Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка. — М.: Типография Т-ва К.Н. Кушнерев и Ко, 1904. — С.61, 75; 6) Тарасов В.Ф. Николай Николаевич Ге, 1831 — 1894. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 95 с.

К.А. Поташова