ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863–1930),

русский художник, театральный декоратор, график эпохи модерна. В 1917 г. в содружестве с В. Мейерхольдом работал над театральными постановками «Грозы» Островского, «Каменного гостя» Пушкина и «Маскарада» Л. Выбор для постановки этих пьес не случаен — ощущая надвигающиеся революционные события, художники остановились на произведениях, обращающих на себя внимание темой рока, преступления, возмездия.

Самой удачной стала постановка «Маскарада» для Александринского театра. Спектакль справедливо можно назвать феерией цвета, красок — чередовались торжественные интерьеры, костюмы по сложности не уступали маскарадным нарядам XIX в. В первую очередь художественный замысел Г. был направлен на создание занавесов, которые самостоятельно могли служить декорациями к действию на сцене. Художник подготовил пять занавесов. Главный занавес отличается от остальных своей сложностью: он состоит из отдельных элементов, с изображением арлекинов, обшитых кистями, и многочисленных драпировок. Кроме этих деталей, главный занавес украшен эмблемой карточной игры. По задумке художника он висел перед спектаклем и заканчивал каждую из двенадцати картин спектакля. Картинам маскарада, бала, спальне Нины и финальной сцене предшествовали особые занавесы, которые являлись и самостоятельными декорациями к происходящей сцене, и, в то же время, выполняли функцию своеобразного введения в действие спектакля. Вся система декораций была основана на чередовании перечисленных занавесов: трагическая тема всего произведения намечена в главном занавесе, отличающемся от других контрастом черного и красного цветов, и достигает кульминации в траурном, черном занавесе в конце спектакля. Придуманный Головиным художественный прием оказывал эмоциональное воздействие на зрителей, кроме того, сами декорации языком линий и красок вели свое повествование, созвучное сюжету драмы. Ярким занавесам вторит и убранство самой сцены. Каждой картине спектакля соответствует своя меблировка. Так, сцене карточной игры соответствует мрачная обстановка — темно-лиловый ковер, стол из красного дерева, покрытый зеленой суконной скатертью, на которой разбросаны ассигнации, золото, игральные карты. Сцене маскарада соответствует более пышное убранство — зал с темно-синими стенами, лепными с позолотой рамами, большими люстрами.Лживость происходящего подчеркивает спускающийся арлекин, отделанный серебром и золотом. Красочностью поражают и созданные Г. костюмы героев — художником было разработано около 200 самых разных костюмов, которые подбирались не просто к персонажу, а разрабатывались под определенного актера с учетом его физических данных. Под костюм подбирался и определенный грим. Как и череда декораций, занавесов костюмы также характеризовались целостностью и законченностью. Особенно это ощущается в сцене маскарада — представлено необычайное и бесконечное разнообразие масок, среди которых итальянский Пьеро, герои «Тысячи и одной ночи», национальные костюмы, действующие лица из опер, маркизы, амуры, венецианские дамы и пр.

Пышность и красочность спектакля была неоднозначно воспринята критиками — художника упрекали в том, что оформление подавило собственно действие драмы и игру актеров. Сам же художник объяснял свою идею — нелогичная и неоправданная роскошь, окружающая героев драмы, подчеркивала зыбкость их существования, неискренность общества, трагичность действительности. Созданные декорации и костюмы стали результатом долгого изучения Г. быта эпохи, в которую Л. написал «Маскарад», в бумагах художника сохранились и зарисовки предметов интерьера, мелких безделушек, костюмов, словесные описания этих предметов. В течение пяти лет Г. сумел создать более 4000 декораций к спектаклю. Сейчас эскизы, костюмы, бутафории, подготовленные к спектаклю, хранятся в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, в собрании Александринского театра._

Лит.: 1) «Маскарад» Мейерхольда-Головина. Буклет к выставке. — М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2007 — 16 с; 2) Бассехес А.И. Театр и живопись Головина. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 156 с.; 3) Онуфриева С.А. Александр Яковлевич Головин. — Л.: Искусство, 1977. — 136 с.; 4) Пожарская М.Н. Александр Головин: Путь художника. Художник и его время. — М.: Советский художник, 1990 — 246 с.; 5) «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А.Я. Головина / под ред. Е.Е. Лансере, сост. Беляев М.Д., Головин А.Я., Берман Е.М. — М.: ВТО, 1941. — 110 с.

К.А. Поташова