ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875–1946).

Русский художник, книжный иллюстратор.

Первое обращение Лансере к произведениям Л. связано с увлечением культурой Кавказа. В 1914 г. в юбилейном издании сочинений поэта в издательстве «Печатник» художник выполнил две иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»: «Ашик- Кериб и св. Георгий» (бумага, тушь, гуашь, кисть; 38.9.28.6; ГТГ) и «Магуль-Мегери на свадьбе» (бумага, карандаш, гуашь; 37.2.29.7; ГТГ). Иллюстрации Лансере интересны передачей впечатлений о национальной культуре, быте, природе Кавказа. В том же 1914 г. художник работал над иллюстрированием поэмы «Демон». Первоначальный замысел издания заключался только в декоративном оформлении и включал 4 заставки и 4 концовки, рисунок для переплета. Однако, проделанная Лансере работа оказалась значительно шире представленного замысла. Художником подготовлены 2 страничных рисунка и 10 концовок тушью, пером, кистью и акварелью: «Плачущая Тамара» (10.9; ЦГАЛИ), «Горный хребет» (14.10,5; ЦГАЛИ), «Голова Тамары» (11,3.11; ЦГАЛИ), «Голова Тамары и Демона» (10,5.12; ЦГАЛИ), «Плачущая Тамара» (12.6,2; ЦГАЛИ), «Горный пейзаж» (9.7; ЦГАЛИ), «Плачущая Тамара» (15,9.26,4; ГРМ), «Плачущая Тамара» (15,3.25,2; ГРМ), «Тамара» (12.11,7 и 13,2.10,5; Гос. лит. музей), «Монахини» (7,3.17; Гос. лит. музей). О.И. Подобедова в книге, посвященной творчеству художника, составила описание этих работ и отметила значение иллюстраций в издании поэмы: «Оформление книги позволяет с уверенностью говорить об умении создать целостный художественный образ книги, в которой каждая декоративная деталь убранства подчинена общему замыслу и органически вплетена в целое» [1; 157]. Замысел издания «Демона», оформление которого выполнял Лансере в соавторстве с М. Врубелем, так и не осуществился.

В 1918 г. Лансере работал над изданием «Героя нашего времени» — к повести «Бэла» была подготовлена заставка-триптих (бумага, тушь, перо; 9,5.22,3; ИРЛИ).

Еще одной интересной работой над произведениями Л. стала подготовка к 100-летию со дня смерти поэта альбома эскизов А.Я. Головина к «Маскараду». В своих заметках о работе над изданием Лансере отмечал: «На мою долю: шмуцтитула, Арбенин и Нина, два танцующих. Мною сделано 6 концовок, 2 буквицы, 5 заставок, 2 шмуцтитула, 1 марка, титул и контртитул» [1; 234]. Выбранный Лансере шрифт и орнамент гармонически сочетаются с изобразительными материалами самого А.Я. Головина. Стиль работы отмечает тонкость исполнения линий, проработанность заставок. Все работы к изданию выполнены тушью и пером, оригиналы хранятся в ЦГАЛИ.

Лит.: 1) Подобедова О.И. Е.Е. Лансере. — М.: Искусство, 1961. — 419 с; 2) Шантыко Н.И. Е.Е. Лансере. — М.: Советский художник, 1952. — 92 с.

К.А. Поташова