МИКЕШИН Михаил Осипович (1835–1896), ШРЕДЕР Иван Николаевич (1835–1908).

Русские скульпторы, авторы памятников крупным деятелям отечественной истории и культуры. В жизни Микешина судьбоносной стала встреча с семьей однокурсника Л. по юнкерскому училищу, писателя В.А. Вонлярлярского. Его брат, А.А. Вонлярлярский, обратил внимание на художественный талант Микешина, пригласил его сначала в свое смоленское имение, а затем устроил в Академию художеств. В Петербурге Микешин познакомился с самим В.А. Вонлярлярским. Известен портрет писателя, выполненный в графической технике в 1850-х гг. Портрет хранится в доме-музее Л. в Пятигорске, воспроизведен в т. 45–46 «Литературного наследства» (М., 1948).

В первую очередь Микешин получил известность как создатель памятника «Тысячелетие России», выполненного по указу Александра II в 1862 г. в Великом Новгороде. Еще не имеющий опыта в создании скульптуры, Микешин привлек для работы ученика скульптурного класса Академии художеств И.Н. Шредера.

Монумент по форме напоминает колокол (общий размер 15,7м . 9м) и состоит из трех ярусов скульптурных групп. Наиболее интересен нижний ярус — горельефный фриз, состоящий из 109 фигур и показывающий шесть эпох в развитии отечественной истории и культуры. В западной части этого ряда представлены 16 фигур, объединенных в группу «Писатели и художники». Среди деятелей искусств отдельно выделены Пушкин, Гоголь и Л. Фигуры изображены в полный рост, в центре — Пушкин, вокруг — продолжающие его литературные традиции Л. и Гоголь. Обращает на себя внимание сами образы поэтов — если другие деятели облачены в исторически точно изображенные костюмы, то для Пушкина, Гоголя и Лермонтова выбраны античные одеяния, аллегорически указывающие не только на принадлежность их к искусству, но и на значение в литературном процессе и развитии культуры.

Из различных вариантов проекта памятника известно, что решение о размещении в группе «Писателей и художников» фигуры Л. было принято не сразу. В первоначальном варианте, предполагающем изобразить только 24 деятелей истории и культуры в виде барельефов, имя поэта отсутствовало [3]. Член Государственного совета К.В. Чевкин внес правку в представленный Микешиным список — в группе деятелей культуры было зачеркнуто имя А.В. Кольцова, А.А. Иванова, добавлен Л. [3]. В 1861 г. этот перечень был утвержден Александром II. Всю группу «Писателей и художников» выполнил Шредер. Император, осмотревший в 1862 г. работу скульптора, внес замечания — «высочайше соизволил повелеть стараться достигнуть более сходства в чертах: Крылова, Жуковского, Грибоедова, и уменьшить несколько рост Гоголя» [1; 32]. Остальными фигурами группы, в том числе и изображением Л. император был доволен.

Лит.: 1) Государственный исторический архив Новгородской области Ф. 4003, оп. 1, д. 9 (Текст лекции «Памятник 1000-летия России» Тынтаревой Л.Я.), л. 21–1— 41 (электронный ресурс «электронная библиотека республики Карелия» — elibrary.karelia.ru); 2) Захаренко А.Г. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде / Новгородский историко-художественный музей. — Новгород: Новгородская правда, 1958. — 56 с; 3) РГИА, ф. 207, оп. 3, д. 123, лл. 11–1— 12 об. (электронный ресурс «электронная библиотека республики Карелия» — elibrary.karelia.ru); 4) Смирнов В.Г. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. — Новгород: Русская провинция, 1993. — 240 с.

К.А. Поташова