«ПОЖЕДАЕВ Георгий Анатольевич» (1894/1897 – 1971),

p.художник театра, живописец, график. Участник первой мировой войны. С 1908 г. систематически занимался рисунком у преподавателя Школы поощрения художеств Я.Ф. Ционглинского. Учился в кадетском корпусе в Одессе (1911). Следуя семейной традиции, выбрал военную службу — в 1914 г. окончил Николаевский кадетский корпус в Петербурге и поступил в Лейб-гвардии гусарский полк, в котором служили его предки (шефом полка считался император Николай II, местом службы — Царское Село). В начале первой мировой войны полк был отправлен на Северо-Западный фронт и принял участие в боевых действиях. В октябре 1914 г. Пожедаев получил ранение в грудь и был уволен из армии «с мундиром и пенсией».

В 1915 г. П. поступает в МУЖВЗ — в фигурный класс А.Е. Архипова и Н.А. Касаткина, в 1916 г. переходит в Академии художеств (уезжает в Петербург), где занимается у замечательного иллюстратора и театрального художника Д.Н. Кардовского и потомственного скульптора Г.Р. Залемана. Октябрьский переворот 1917 г. помешал закончить учебу.

П. начинает работать театральным декоратором в интимном театре миниатюр Б.С. Неволина, вместе с которым переезжает в Москву в 1917 г., затем — в частном театре Ф.А. Корша, наконец — в Большом театре: делает эскизы к постановке балета «Красные маки» Н. Черепнина, разрабатывает сценарий балета «Гамелен, или Революция победит» (не осуществлено).

В 1919 г. П. принимает участие во Второй Государственной выставке картин в Москве.

В 1920 г. эмигрировал сначала в Румынию, где работает в Бухаресте в Национальном театре, затем в Прагу, где исполнил проекты декораций для труппы Анны Павловой. В 1921–1924 гг. жил в Берлине. Оформлял спектакли и концертные номера в кабаре Я. Южного «Синяя птица» и в «Русском романтическом театре» Б.Г. Романова. Провел персональную выставку в галерее Der Sturm (1922), одном из центров берлинского авангарда, где выставлялись картины художников общества «Синий всадник» и объединения «Мост».

В 1924 г. работал в Вене, руководил там постановочной частью театра-кабаре — венского отделения «Синий птицы» и устраивает персональную выставку своих графических работ для «Синий птицы» в «Новой галерее». С 1925 г. жил в Париже. Работал для театра-кабаре «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Барселоне и в Мадриде. В 1936 г. провел персональную выставку в Каннах, участвовал в выставке русского искусства в Лондоне (1935). В 1937 г. оставил сценографию. Писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. Во время немецкой оккупации оставался в Париже. Писал стихи.

Во время Второй мировой войны он создает в оккупированном Париже обширные циклы иллюстраций к произведениям Гоголя, Пушкина, Л., Достоевского, Чехова. По мнению М.В. Сеславинского, они «необыкновенно выразительно передают характеры и атмосферу русской литературы». При жизни художника эти циклы так и остались неизданными.

После войны продолжал заниматься живописью и графикой. Переехал в местечко Минерб в Провансе. Провел персональные выставки в парижских галереях L.Reimann, Durand-Ruel, Magritt и др. В 1953 г. стал кавалером ордена Почетного легиона.

Лит.: 1) Они унесли с собой Россию… Русские художники-эмигранты во Франции. 1920-е — 1970-е. — М.: Авангард, 1995. — С. 152; 2) Сеславинский М.В. Рандеву. Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. — М.: Астрель, 2009. — 504 с.; 3) Толстой А.В. Художники русской эмиграции. — М.: Искусство ХХ1 век, 2005. —384 с.

Л.У. Звонарева