«РУШЕВА Надежда Николаевна» (1952 – 1969),

p.юная художница-график, работала в технике монотипии и офорта, вошла в историю русского искусства как создатель более 10 тыс. рисунков пером, фломастером, акварелью. Мастерство юной художницы было высоко оценено И.А. Андрониковым: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности» [1]. Произведения Н. Рушевой отражают события современности и исторического прошлого, античный мир и мифы Древней Эллады, сказки народов мира.

Значительное место в творчестве Н.Рушевой составляют работы, выполненные по мотивам произведений русских и европейских писателей – чтение книг стало источником возникновения новых фантазий и образов, развития художественных и композиционных навыков. На сюжеты русской классики выполнены работы к произведениям Пушкина, «Войне и миру» Толстого, «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Среди этих рисунков особое место отведено работам по мотивам произведений Л. – выполненные в начале 1950-х гг., иллюстрации к драме «Маскарад» открывают основной этап творчества юной художницы. Обращает на себя внимание портреты Нины Арбениной, отличающийся гармоничностью и музыкальностью, выразительной передачей пластики движения.

В работах, отражающих мотивы произведений Л., Н. Рушева вслед за поэтом сосредоточила внимание на внутреннем мире героя, его характере и настроение. Размышления о человеке, поиск истинной красоты, обозначенные в портрете Нины, были продолжены и в работе к «Герою нашего времени». В портрете Бэлы Н. Рушевой удалось ещё в большей степени передать не внешний облик лермонтовской героини, а её внутренние переживания.

В 1960-х гг. знакомство художницы с творчеством Л. было продолжено и нашло отражение в работах к поэме «Демон» – «Грузинский танец. Тамара. Демон» (1963 – 1964, 55,536,0. Бумага, фломастер, акварель. ГМП) и «Царица Тамара» (1966, 42,030,0. Бумага, пастель, акварель. ГМП). С глубоким проникновением художнице удалось сосредоточить внимание зрителей на судьбе и душе лермонтовской героини. Интересна и техника выполненных работ – тонкий слой краски, через который проглядывает основа рисунка, придаёт стремительность, краткость, меткость изображению. В 1976 г., уже после смерти художницы, эти рисунки были переданы в фонды Государственного музея А.С. Пушкина. Особенности мастерства Н. Рушевой, отражённые и в рисунках к «Демону», были отмечены скульптором В.А. Ватагиным: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира» [2; 112].

Выполненные без эскизов, всегда набело, рисунки Н. Рушевой на сюжеты произведений Л. заслуживают интерес и внимание не только особенностью передачи характеров героев, изобразительным мастерством. Работы художницы являются не собственно иллюстрациями к произведениям, они передают визуальное восприятие творчества поэта.

Лит.: 1) Андроников И.А. «Запись на одном из рисунков Н. Рушевой» // Цит. из фильма «Надя Рушева» реж. Фахри Мустафаев. М., 1972; 2) Ватагин В. Аполлон и Дафна // Юность, 1969 год, № 9. — С. 111– 113; 3) Надя Рушева: «Самый, самый родной поэт!»/ авт.-сост.: А. Хертек, Н. Чаш. — Кызыл: Новости Тувы, 2001. — 46 с; 4) Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. — М.: Институт холодинамики, 2009. — 257 с.

К.А. Поташова