«САРЬЯН Мартирос Сергеевич» (1880 – 1972),

p.армянский художник, график, книжный иллюстратор. Основная идея творчества художника заключена в передаче национального восточного колорита. М.А. Волошин откликнулся на книжные иллюстрации М.С. Сарьяна: «Хотя искусство Сарьяна отражает восток, он не ориенталист. В этом его оригинальность и значительность. Его творчество пробуждено сыновним чувством. Его романтизм – тоска по родине. Цель его творчества – выразить сущность загадочного востока» [2; 20].

Передача национального восточного колорита – особенность иллюстраций художника к произведениям Лермонтова. В 1913 г. Сарьян выполнил две иллюстрации к поэме «Аул Бас-тунжин»: «Вот мчится в поле конь» и «И видит он: Черкешенка младая» (бумага, гуашь, обе размером 49×36. Хранятся в музее Сарьяна в Ереване). Иллюстрации были подготовлены для Полного собрания сочинений Л. (1914 г., изд. «Печатник») к юбилею поэта и помещены в VI т.

На создание работ художника вдохновило путешествие по Тегерану и Закавказью. Личные впечатления, положенные в основу иллюстраций, способствуют особой экспрессии в переда-че художественных образов. Работы Сарьяна к поэме Л. не раз экспонировались на различ-ных выставках, среди которых: «Рисунки и акварели Сарьяна. К 90-летию со дня рождения художника» (Ереван, 1970), выставках графики в Москве и Ленинграде (1972), выставках ак-варели в Таллине и Риге (1973, 1978).

Лит.: 1). Каменский А.А. Мартирос Сарьян. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации – Л.: Аврора, 1987 – 340 с. 2). Мирзоян Л. Сарьян. 1880 – 1972. – Самара: АГНИ, 2003 – 342 с. 3). Хачатрян Ш.Г. Сарьян. [Альбом]. – Л.: Советский художник, 1975 – 152 с.

К.А. Поташова