«СЕРОВ Валентин Александрович» (1865 – 1911),

p.крупнейший русский живописец рубежа XIX – XX вв. Его творчество определило пути развития реалистической школы русского изобразительного искусства. Портреты, пейзажи, исторические композиции, жанровые картины – таковы многообразные виды его работ. В творческое наследие Серова органично вплетены иллюстрации к произведениям русской литературы.

Из бумаг Е.Г. Мамонтовой (неизданное письмо Е.Г. Мамонтовой, ноябрь – декабрь 1884, ЦГАЛИ) известно, что первая работа В.А. Серова, выполненная на сюжет произведений Лермонтова, – работа «Морская царевна». Однако других упоминаний об этой иллюстрации нет. Поэтому принято считать, что впервые художник обратился к творчеству Лермонтова в 1890 г.

В 1890 г. вместе с семьёй Серов переехал в Москву и в том же году в мастерской С.И. Мамонтова (1841 – 1918) познакомился с П.П. Кончаловским (1839 – 1904). В это время П.П. Кончаловский принимал активное участие в подготовке двухтомного юбилейного (к 50-летию со дня смерти поэта) издания сочинений М.Ю. Лермонтова (М.Ю. Лермонтов. Сочи-нения. Изд-во товарищества И.Н. Кушнерёва и Ко и книжного магазина П.К. Прянишникова. М., 1891). Над иллюстрациями к произведениям для этого издания трудились лучшие ху-дожники России конца XIX в., среди которых были И.Е. Репин, И.К. Айвазовский, В.И. Суриков, М.А. Врубель, К.А. Коровин. Заручившись их поддержкой, П.П. Кончаловский пригласил для работы В.А. Серова. Работу художника в издании Кушне-рёва описал И.Э. Грабарь (1871 – 1960) в своей монографии «Валентин Александрович Се-ров: его жизнь и творчество» (1914): «Серов охотно согласился и усердно засел за рисунки, но вскоре убедился, что ему не хватает того специфического таланта, который необходим иллюстратору, но отсутствие которого нисколько не вредит хорошему портретисту» [1; 157].

Известно, что для издания Кушнерёва в 1890 г. Серов подготовил несколько иллюстраций – к роману «Герой нашего времени» и к поэме «Демон». Серов выполнил две иллюстрации к «Бэле» – «Первое знакомство Печорина с Бэлой» (чёрная акварель, белила, Государственный Русский музей), «Бэла – пленница Печорина» (чёрная акварель, белила, музей Лермонтова в Пятигорске), и две иллюстрации к «Княжне Мэри» – «Переезд через Подкумок» (местонахо-ждение неизвестно), «Прощание Печорина с княжной Мери» (чёрная акварель, Государст-венная Третьяковская галерея).

К поэме «Демон» Серов подготовил также четыре иллюстрации – «Не плачь, дитя…»(чёрная акварель), «Пляска Тамары» (цветная акварель, Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Демон у стен монастыря» (чёрная акварель, музей ИРЛИ), «Несётся конь» (эскиз, музей Лермонтова в Пятигорске). По справедливому замечанию И.Э. Грабаря, Серов в этих работах не обладал «определённым взглядом на иллюстрацию и не знал, каких приёмов держаться» [1; 157]. Сам Серов был недоволен иллюстрациями, и ха-рактеризовал их как «помесь Репина и Врубеля» [1; 158]. Действительно, при детальном анализе иллюстраций художника к произведениям Лермонтова становится заметно некоторое влияние М.А. Врубеля и И.Е. Репина на изобразительную манеру В.А. Серова-иллюстратора. Влияние М.А. Врубеля особенно заметно в своеобразии ракурсов, изломов линий, орнамен-тальности в иллюстрациях к «Демону».

Ещё с десятилетнего возраста Серов учился у И.Е. Репина, под его наставничеством писал первые картины, наблюдал за его процессом работы. Во многих ранних работах художника проявилось влияние учителя – следуя школе Репина, Серов добивался точности и правдиво-сти психологических характеристик. Близость изобразительной манеры Серова-иллюстратора к Репину определил И.Э. Грабарь: «В работах художника неожиданно воскре-сает старая московская “рваная” манера, идущая от Репина» [1; 157].

Серов – художник-реалист, поэтому более удачными его иллюстрациями следует считать ра-боты к «Герою нашего времени». Несмотря на критические оценки мастерства Серова-иллюстратора, художнику удалось создать цельный и запоминающийся образ Бэлы, который прочно вошёл в основной фонд иллюстраций к роману «Герой нашего времени».

Слова, характеризующие героиню в романе, приобрели убедительность и завершённость в рисунке Серова: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна» [VI. C.219]. Особенно выразительно художник сумел передать взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: "Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля» [VI. C.219].

Издатели с трудом уговорили художника оставить несколько рисунков, которые и были на-печатаны. Во втором томе юбилейном издании были воспроизведены пять иллюстраций Се-рова – четыре иллюстрации к «Герою нашего времени» и одна иллюстрация к «Демону».

В дальнейшем Серов выполнил ещё несколько работ на литературные темы – иллюстрировал Пушкина, Гоголя, Лескова, Л.Н. Толстого. На протяжении пятнадцати лет работал над иллю-страциями к басням Крылова. Но к иллюстрациям произведений Лермонтова Серов больше не приступал.

В.А. Серов рос в музыкальной семье: отец – композитор, выдающийся деятель музыкальной культуры, мать – пианистка. Семья была в дружеских отношениях с композитором П.И. Бларамбергом (1841 – 1907), большим ценителем творчества Лермонтова. В 1907 г. Бларамберг задумал создать ряд музыкальных картин по мотивам поэмы «Демон».

В 1907 г. спектакль на музыку П.И. Бларамберга был поставлен дирижёром А.Б. Хессиным (1869 – 1955) в Большом зале консерватории, Серов в эту постановку был приглашён для ра-боты над декорациями. Из воспоминаний А.Б. Хессина известно, что к этому спектаклю Се-ровым были подготовлены три декорации: «первая изображала Кавказское ущелье, вторая – дом Гудала, на крыше которого происходили танцы, а третья – комната монастыря со свода-ми, обращавшимися в последней картине в крылья Демона» [4. 128]. К сожалению, до сего-дняшних дней не сохранились ни сами декорации, ни эскизы художника, а постановка не была сфотографирована. Поэтому говорить о работе Серова над спектаклем можно только по воспоминаниям А.Б. Хессина.

В целом, работы В.А. Серова к произведениям Лермонтова – глубокие, но подчёркнуто сжа-тые новеллы, обнажающие характер человека.

Лит.: 1). Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: его жизнь и творчество. – М.: И. Кнебель, 1914. – 300с. 2). Кудря А.И. Валентин Серов. – М.: Молодая гвардия, 2008 – 400с. 3). Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. – М.: Искусство, 1952. – 210с. 4). Пахомов Н.П. М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве. – М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. – С.128. 5). Эрнст С.Р. В.А. Серов: очерк жизни и творчества. – Петроград: Ком. популяризации худ. изд. при Рос. акад. истории материальной культуры, 1921. – 115с.

К.А. Поташова