«ШАЛЯПИН Федор Иванович» (1873 – 1938),

p.русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918 – 1927), звание возвращено в 1991), в 1918–1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своем творчестве прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство. Л. был одним из любимых поэтов Ш.. В автобиографической книге «Страницы моей жизни» певец вспоминал, что на экзамене в начальной школе с успехом читал «Бородино», а позднее пел в трио А. С. Даргомыжского «Ночевала тучка золотая». В опере «Демон» А. Г. Рубинштейна 6 мая 1891 г. Ш. пел в 3-й картине 1-го действия «Демона» (Синодал, слуга и в хоре) под фамилией Прозоров (девичья фамилия матери). 16 янв. 1904 г. на сцене Большого театра исполнил партию Демона.

В процессе создания своего Демона певец черпал вдохновение, синтезируя элементы художественных концепций поэмы Л., оперы Рубинштейна и картин Врубеля. Ш. стремился показать своего героя способным к любви, созданным для «познания свободы», передать его сложный и мучительный путь к этой высшей цели через борьбу темного и доброго начала в душе. Успех Ш. в «Демоне» был тем более поразителен, что заглавная партия была написана для баритона и таила для певца множество технических сложностей. Интересно отметить, что Ш. время от времени пробовал свои силы в баритональных партиях — пел Онегина, Томского в «Пиковой даме», но именно в партии Демона он одержал блестящую победу. Примечательно,

что первое выступление певца в этой роли состоялось в канун событий 1905 года. Бунтарство, мятеж, богоборчество, гордый вызов небу — эти черты характера Демона оказались созвучны основным настроениям общества того времени. Ш. показывал сложный и мучительный путь Демона к добру. Образ главного героя оперы Рубинштейна, созданный Ш., сохранил одну из своих романтических «ипостасей» и остался олицетворением символа свободы, но уже в условиях новых художественных тенденций начала XX века.

Эту партию Ш. пел также на сцене Мариинского театра (30 декабря 1905 г.) и в Монте-Карло на итальянском языке (24 марта 1906 г.). Последний раз партия Демона в исполнении Ш. прозвучала 24 апр. 1919 г. в Мариинском театре.

20 декабря 1898 г. в Московском театре Солодовникова Ш. должен был принять участие в спектакле на лермонтовский сюжет «Боярин Орша» (муз. Н. С. Кроткова). Певец приготовил главную партию, но опера была снята в день премьеры самим автором, признавшим ее несовершенство. В концертном репертуаре певца были романсы Даргомыжского «Мне грустно» и «На севере диком», две арии Демона из оперы Рубинштейна и его же дуэт «Горные вершины».

Лит.: 1)Серебров А., «Демон» // Ф.И. Шаляпин. Т.2. — М., 1977.— С. 250–59; 2) Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни. — М., Книжная палата, 1990. — С.135–140; 3) Гозенпуд А. «Демон». Электронный ресурс: http://www.classic-music.ru/demon.html

В.В. Шмелева