ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич 1942–1976),

русский живописец и график. Собственно иллюстраций к художественным произведениям в творческом наследии В. не было. Однако известно, что русская классика оказала большое влияние на мировоззрение художника: В. особенно выделял поэзию Пушкина и Тютчева, романы Достоевского, портрет которого стал одной из лучших работ мастера.

Искусствоведы и зрители часто ассоциируют картину «У чужого окна» (1973) с сюжетом «Песни про купца Калашникова…». Поэма Л. действительно могла заинтересовать художника: основу его живописи составляют произведения былинного и мифологического жанров, еще с детства он черпал вдохновение для своих произведений из истории Руси времен правления Ивана Грозного.

Сходство картины с «Песней про купца Калашникова…» заметно уже в передаче атмосферы эпохи. Художник, подобно поэту, сумел мастерски, в лаконичной форме передать внешние черты героев, традиционные костюмы (расписной шугай, черный узорчатый платок, белый тулуп), детали быта. По мнению А.А. Васильева, исследователя творчества художника, «не только подчеркнуто благородные черты лиц героев, их манеры и жесты вызывают в памяти зрителя романтический образ эпохи, но — сама фабула отображенной на картине Васильева драмы неизменно относит зрителя к подобному в искусстве образу и соответственной же фабулой» [1; 88]. Действительно, сюжет картины повторяет эпизод из поэмы Л. — встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем. На переднем плане изображены, словно случайно встретившиеся, мужчина и женщина. Она, покорная и безропотная, стоит спиной к зрителю. Перед женщиной — светловолосый мужчина, в одной руке он держит вилы, похожие на трезубец — символ власти, другой — старается прижать ее к себе. Интрига изображенного сюжета сосредоточена на втором плане картины. Словно повторяя слова из поэмы Л. («А смотрели в калитку соседушки, / Смеючись, на нас пальцем показывали…» [IV; 109]), художник, сквозь покрытое морозным узором окно, изображает кого-то наблюдающим за происходящими событиями. Резные наличники украшены птицами, пытающимися спрятать под крыльями приоткрытые клювы,— детали, «придающие реалистичной и отчасти графической работе некую загадочность и романтичность» [2; 26].

Этот же сюжет был повторен в картине «Нежданная встреча» (1970-е гг.). Обе работы хранятся в Музее славянской культуры им. Константина Васильева.

Лит.: 1) Васильев А.А. Художник Константин Васильев — М.: Бронзовый век, Проект-Ф, 2004 — 143 с; 2) Великие художники. Константин Васильев [альбом] М.: Директ-Медиа, 2010. — 52 с.; 3) Доронин А.И. Художник Константин Васильев. Рассказ о творчестве. — М.: Мол. гвардия, 1985. — 96 с; 4) Константин Васильев глазами друзей: Воспоминания, эссе, стихи. — Казань : ТОО «Стар», 1995 — 103 с.

К.А. Поташова