«ХАЧАТУРЯН Арам Ильич» (1903 – 1978),

p.армянский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Народный артист СССР (1954), лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950), Ленинской (1959) и Государственной премии СССР.

Творчество Л. особенно близко композитору. Особенно известна музыка Х. к спектаклю «Маскарад». В 1941 г. он написал музыку к ставшему знаменитым одноименному спектаклю Театра им. Е. Вахтангова, а через два года переработал ее в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание. В 1970-е гг. хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Л., отталкиваясь от этой музыки, к тому времени считавшейся лучшим музыкальным воплощением героев Л. Предполагалось, что Х. будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева «Лермонтов», поставленную в 1954 г. во МХАТе. Но проекту не суждено было осуществиться.

Лишь двадцать лет спустя, в 1982 г., уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на основе музыки Х., включив в нее фрагменты и других произведений композитора: Вторая симфония, Соната- монолог для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно.

Неоднократно осуществлялись также переложения, обработки Сюиты и ее отд. частей: переложение Вальса для фортепиано А. Долуханяна (Л., 1948), инструментовка Вальса для оркестра смешанного состава М. Смузикова (М. — Л., 1950), концертная обработка для скрипки и фп. Вальса М. Фихтенгольца (М., 1951) и др. В 1948 на основе музыки вальса из драмы «Маскарад» композитор создал музыкальное сочинение «Встреча с Лермонтовым» (слова П. Германа) (рукопись хранится в РГАЛИ, ф. 1417). Художественные достоинства музыки Х. отмечены критикой: насыщенная драматизмом музыка звучала на протяжении всей пьесы и «громовыми раскатами» завершила «сценическую повесть о гибели поэта». На основе музыки к спектаклю Х. в 1959 г. создал Сюиту в четырех частях: Вступление («На смерть поэта»), Мазурка, Вальс, Интермеццо и финал (Лермонтов на Кавказе) (партитура для большого симфонич. оркестра, М., 1964). Концертную обработку Вальса (№ 3) для фортепиано из сюиты сделал А. Госберг (М., 1959).

Лит.: 1)Мартынов И., Арам Хачатурян. — М., 1956. — С. 37–38, 68; 2) Гозенпуд А. А., Иезуитова Р. В., Морозова Л. И., Гловацкий Б. С., Миллер О. В., Вацуро В. Э. Му́зыка // ЛЭ. — С. 313–323.

В.В. Шмелева