АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817–1860),

русский поэт, публицист, критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т. Аксакова. Был лично знаком с Л., по-видимому, через Ю.Ф. Самарина; все трое были гостями на именинном обеде в честь Н.В. Гоголя (9 мая 1840 г.). По мнению исследовательницы А.И. Журавлевой, отдельные ст. А. до 1842 г. в какой-то степени близки по своей проблематике лермонтовским (например, «Зачем я не могу среди народных волн…» А. и «Поэт» Л.). [3]
Первый отзыв А. о творчестве Л. содержится в рецензии 1845 г. на поэму И.С. Тургенева «Разговор», где А. называет начинающего автора «неудачным подражателем» Л. Последнего критик оценивает как «необыкновенный талант», «замечательное», «сильное» явление в русской литературе, находит в его творчестве «столько дарования, столько красот поэтических» [1; 105], однако отрицает «с виду красивый и сильный, но в сущности жалкий, гнилой и бесплодный эгоизм» [1; 105], который, по его мнению, присущ лермонтовским героям. Это мнение о Л. сохранится у А. и в дальнейшем. В рецензии 1847 г. на сборник «Вчера и сегодня» (опубликована вместе с двумя другими критическими ст. под общим заглавием «Три критические статьи господина Имрек») критик высоко отзывается о ст. «Казбеку» («Спеша на север из далёка…»): «В нем есть какая-то простота, какое-то называние вещей своими именами, что высоко изящно» [1; 124]. К числу других ст., которые отличает та же красота поэзии, А. относит также «Из Гете». Вместе с тем четыре последние строфы стихотворения «Казбеку» критик находит не такими хорошими, как предыдущие, возможно, потому, что считает чрезмерно романтическими или даже «эгоистическими» сомнения и тревоги лирического «я» («Что если я со дня изгнанья / Совсем на родине забыт!» [II; 103], «Найду ль там прежние объятья? / Старинный встречу ли привет?» [II; 104]), а также желание погибнуть в ущелье, если эти опасения сбудутся.
В цикле статей «Письма о современной литературе» (1851–1852) А. выскажет о Л. мнение, которое потом дословно повторит в «Обозрении современной литературы» (1857): Л. стоял на рубеже двух периодов русской литературы — «подражательного» и самобытного. В его творчестве уже начинают появляться столь характерные для русских писателей напряженные размышления, однако поэт не довел их до конца: он «нашел убежище в странном самодовольстве, самодовольстве сухого и холодного эгоизма» [1; 329]. Наиболее полным выражением этого умонастроения является Печорин; он и подобные ему герои у других авторов (такие, как Тамарин) нравственно неприемлемы для А. Попытка высмеять людей печоринского типа была предпринята в неоконченной комедии 1857 г. «Отвлеченные люди».
Лит.: 1) Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. — М.: Искусство, 1995. 526 с.; 2) Анненкова Е.И. Аксаковы. (Серия «Предания русского семейства») — СПб.: Наука, 1998. — 361 с.; 3) Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. — М.: Прогресс-Традиция, 2002–288 с.

Т.С. Милованова