«ФОНВИЗИН Денис Иванович» (1743(44) – 1792),

p.русский писатель, драматург, журналист. На надгробном памятнике Ф. на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге выбита надпись: «Родился 3 апреля 1745 г., умер 1 декабря 1792 г., жил 48 лет, 7 месяцев, 28 дней». Допущенную ошибку в подсчете истолковывали по-разному; более вероятной представляется дата рождения: 1745 г. [8].

В 1830-х — начале 1840-х гг. творчество Ф., наряду с другими русскими писателями XVIII столетия — М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным, Н.М.Карамзиным, — осознавалось как хрестоматийное; оно было основой литературного образования, базой отечественной литературной традиции, хотя нередко воспринималось как ушедшее в прошлое и не соответствующее новаторским эстетическим установкам романтиков. Так, в оценках В.Г.Белинского Фонвизин «был человеком с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком — на это трудно отвечать утвердительно. <…> Его комедии … явились впору и потому имели необыкновенный успех; были выражением господствующего образа мыслей образованных людей, и потому нравились <…> не будучи художественными созданиями в полном смысле этого слова» («Литературные мечтания») [1; I; 49–50]. Однако, несмотря на скептическую оценку художественных достоинств произведений Фонвизина, Белинский всегда выражал уверенность: «Всякому русскому, если он только русский не по одному имени, должно знать этого писателя, делающего истинную честь нашей литературе» [1].

Интерес к творчеству Ф. поддерживали постоянные постановки «Недоросля» в различных театрах; в течение 1830—х гг. вышло несколько собраний сочинений писателя [3], [4], [5], [6]. В течение 1820—х гг. разыскания о биографии и творчестве Ф. вел П.А.Вяземский, и хотя его книга «Фон-Визин» была впервые издана уже после смерти Л. (1848 г.), с начала 1830-х гг. в различных изданиях публиковались отдельные материалы, связанные с этой работой [10]; в альманахе В.Владиславлева «Утренняя заря» на 1841 год (вышел в самом начале 1841 г., ценз. разр. 30 октября 1840 г.) 11 были опубликованы две главы из книги Вяземского о Фонвизине. В подробном разборе этого альманаха Белинский отметил фрагмент книги Вяземского, где воссоздавалась атмосфера литературного мира екатерининского времени: «Жаль, что ничего не дошло до нас из сих бесед, которые, вероятно, особенно Фонвизин оживлял веселостию своею, комическими рассказами и вспышками беглого остроумия. Можно представить себе, как, мешая дело с бездельем, передавали друг другу надежды свои на успехи русской литературы и вообще народного просвещения или частные планы свои для приведения сих надежд в исполнение, советовались они между собою, критиковали свои произведения … без злобы смеялись о ближнем по себе…» 2. Рецензия Белинского показывает, сколь большое внимание и высокую оценку читателей вызвала эта публикация: «“Библиографические и литературные записки о Фонвизине и его времени” … князя Вяземского возбуждают сильное желание прочесть сочинение в целом: так велик интерес этих отрывков. В русской литературе нет ничего подобного в этом роде, — и нет сомнения, что только один князь Вяземский мог бы у нас написать историю литературы русской в отношении к обществу, так, чтоб это была история литературы и история цивилизации в России…» [2; 454].

В творчестве Л.-драматурга косвенное влияние Ф. как создателя русской сатирико-бытовой комедии исследователи видят в бытовом фоне драмы «Menschen und Leidenschaften» — образ самодурной помещицы Громовой «создан в соответствии с традицией изображения на сцене жестоких помещиц, начатой Ф. (Простакова); в некоторых диалогах драмы ощущаются следы чтения “Недоросля”» [12; 599]. Отсылка к фонвизинскому Митрофану есть и в поэме «Тамбовская казначейша» («Вот, в полуфрачке, раздушенный, /Времен новейших Митрофан, /Нетесаный, недоученый, /А уж безнравственный болван» [IV; 138–139].

Лит.: 1) Белинский В.Г. Полное собрание сочинений Д.И.Фонвизина: изд. второе. М., 1838» / Белинский. Т. II. — С. 480; 2) Белинский В.Г. Утренняя заря, альманах на 1841 год, изданный В. Владиславлевым. Третий год. Санкт-Петербург. В тип. III отделения собственной е. и. в. канцелярии. 1841. В 12-ю д. л. 394 стр. / Белинский, IV, 454–455; 3) Полное собрание сочинений Д.И.Фон Визина. Ч. 1–4. — М.: [изд. А.Г. Салаева], 1830; 4) Полное собрание сочинений Д.И.Фон Визина: Изд. 2-е. — М.: Н.Н.Глазунов, 1838; 5) Собрание сочинений и переводов Дениса Ивановича Фон-Визина. — М.: в Университетской типографии, 1829; 6)Собрание оригинальных драматических сочинений и переводов Дениса Ивановича Фон-Визина. Ч. 1–3. — М.: Тип. Н.Степанова при Императорском театре, 1830; 7) Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге. — Л., 1984; 8) Кочеткова Н.Д. Фонвизин // Словарь русских писателей XVIII в.. — СПб., 2010. — С. 305–319; 9) Мильдон В. Недоросли русской литературы: Комедия Фонвизина и взросление литературного героя // Вопросы литературы. — М., 2003. Вып. 2. — С. 301–313; 10) Публикация с краткой вступительной заметкой А.С.Пушкина «Разговор у княгини Халдиной» // Литературная газета. 1830. № 7; 11) Смирнов-Сокольский Н. Русские литературные альманахи и сборники XVIII—XIX вв. — М., 1965. — С. 211; 12) Степанов В.П. Фонвизин // ЛЭ. — С. 599; 13) Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. — М., 1994; 11) Яковлев М.А. М.Ю.Лермонтов как драматург. — Л.—М., 1924. — С. 172–173.

К.А. Поташова