«ЯЗЫКОВ Николай Михайлович» (1803 – 1846).

— русский поэт. Родился в богатой помещичьей семье на Волге, в Симбирской губернии. Учился в Петербурге — в Горном кадетском корпусе, в Институте инженеров путей сообщения. Не завершил образования, продолжил его в Дерпте (Тарту), на философском факультете университета, но и здесь не кончил учебного курса. В Дерпте расцвел поэтический талант Я., хотя писать стихи он начал еще в Горном корпусе. За годы учения в Дерпте завязались литературные связи Я. с Жуковским, Дельвигом, Рылеевым, в 1826 г. произошло знакомство с Пушкиным. Пишет дружеские послания, песни — исторические и студенческие, любовные и политические элегии, активно печатается в журналах и альманахах: «Славянине», «Сыне Отечества», «Благонамеренном», «Полярной звезде», «Невском альманахе» и др. Вольнолюбие и «буйство сил» (Пушкин) — основные черты таланта молодого Я. В 1830–1840-е гг. происходит сближение поэта со славянофилами, усиливаются религиозные мотивы в творчестве. Традиционно исследователи проводили резкую грань между творчеством молодого и зрелого Я. Они утверждали, что лучшее в творчестве поэта связано с его «свободомыслящей лирой» и относится к первому периоду творчества, а в последние годы жизни поэт резко изменил свою общественно-политическую ориентацию и талант его слабеет. Все же нельзя категорично противопоставлять молодого и зрелого Я., не видеть логики его развития. У молодого поэта находим то, что потом станет центральной темой его поэзии.

Я. известен, прежде всего, как друг Пушкина, поэт «пушкинской плеяды». Но несомненна и творческая связь его с Л. Поэты не были лично знакомы, однако являлись современниками и творили внутри одного литературного процесса. Я. Знал о судьбе и творчестве Л., живо интересовался его стихами. В 1840 г. Хомяков в письме к Я. сокрушался об отправке Л. на Кавказ за дуэль, опасался за его жизнь и называл «истинным талантом» в поэзии и прозе. После гибели поэта Я. послал его последние сочинения, в том числе «Завещание», Мельгунову.Тот в ответном письме из Флоренции благодарил Я. и сожалел о печальной участи русских дарований. Исследователи выявляют несколько поэтических сближений Л. и Я. Два из них наиболее важны. Прежде всего, это внутренняя перекличка «Молитв» Я. («Моей лампады одинокой…», 1835) и Л. («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», 1837). Г.В. Москвин определил моменты жанрового, мотивного характера, позволяющие сблизить поэтические тексты двух авторов и отметил, что в жанре молитвы у Л. присутствуют не заимствования и частные переклички с поэзией Языкова, а имеет место сходное функционирование жанра. Повлиял на Л. и «Пловец» Я. («Нелюдимо наше море», 1829). В.Э. Вацуро указал на отголоски «Пловца» в стихотворении Л. «К Грузинову» (1829), выявил реминисценции поэтических строк Я. в стихотворении Л. «Примите дивное посланье» (1832). Наблюдения над мотивным взаимодействием текстов «Пловца» и «Паруса» позволяют определить близость Л. и Я. в раскрытии мотива водной стихии: обращаясь к ее изображению, Л., как и Я., переносит вопрос в философскую сферу. Оба стихотворения — это раздумье о смысле жизни, о стремлении в идеальную страну.

Лит.: 1) Вацуро В.Э. Языков // ЛЭ. — С. 642; 2) Москвин Г.В. Н.М. Языков и М.Ю. Лермонтов (Некоторые жанровые, мотивные и стиховые аспекты сопоставления) // Николай Языков и русская литература. Материалы научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.М. Языкова. М.: МАКС Пресс, 2004; 3) Сквозников В.Д. Поэты «пушкинской плеяды» // История русской литературы XIX в.. 1800–1830-е гг.: В 2-х ч. Ч.2. — М.: Владос, 2001; 4) Языков Н.М. Свободомыслящая лира // Стихотворения; поэмы; жизнь Н. Языкова по докумен- там, воспоминаниям. — М.: Московский рабочий, 1988; 5) Языкова Е.В.Творчество Н.М. Языкова. — М.: Просвещение, 1990.

Т.К. Батурова