МЮССЕ (Musset) Альфред де (1810–1857).

Французский писатель, член Французской академии (1852). Литературовед А.В. Карельский так определил место творческого наследия М. во французской литературе: «С одной стороны, оно — одно из наиболее полных и чистых выражений последовательного романтизма в “общеевропейском” типологическом смысле; с другой стороны, аналитический психологизм в изображении современного человека сближает зрелого Мюссе с реализмом» [2: 173].

В первую очередь, именно «аналитический психологизм» М., тонкий анализ диалектики чувств современного человека, ярче всего проявившийся в романе «Исповедь сына века» (1836), оказался созвучен Л. Кроме того, в романе поднималась важная и, для Л. тема опустошенного и разочарованного поколения. Некоторые композиционные приемы «Исповеди сына века», который был построен как роман-исповедь, роман-дневник, также были использованы Л., прежде всего в «Журнале Печорина» и «Княжне Мери». На сходство романов М. и Л. указывал А. Дюма в своих «Путевых впечатлениях. В России» (1865–1866), назвавший «Героя нашего времени» «родным братом» «Сына века» [1; 121–122]. При этом Дюма отмечал, что роман Л. «лучше построен и имеет более прочную основу. Ему суждена более долгая жизнь» [1].

Б.М. Эйхенбаум считал, что в предисловии к «Герою нашего времени» Л. вступает в скрытую полемику с М., отказываясь от претензий излечить «болезнь» века и ограничивая свою задачу тем, чтобы дать правдивый портрет поколения [4; 251–253].

В неоконченной повести «Штосс» (1841), давая характеристику картин Лугина, Л. писал, что «…на них была печать той горькой поэзии, которую наш бедный век выжимал иногда из сердца ее первых проповедников» [VI, 321]. Такими «проповедниками» Л. считал прежде всего Гете и Байрона. Приведенные строки перекликаются со строчками из «Исповеди сына века» М.: «…два поэта, два прекраснейших после Наполеона гения нашего века, собрали воедино все элементы тоски и скорби, рассеянные во вселенной, посвятив этому всю жизнь» == [3; 12]== . Речь шла о Гете, нарисовавшем в «Вертере» «страсть, доводящую до самоубийства», а в «Фаусте» создавшем «самый мрачный из всех человеческих образов, когда-либо олицетворявших зло и несчастье», и о Байроне, который «ответил ему криком боли».

Лит.: 1) Дюма А. Путевые впечатления. В России: В 3 т. — М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1993. — Т. 3. — 1300с. ; 2) История все- мирной литературы: В 9 т. — М.: Худ. лит., 1989. — Т. 6. — 1040ст; 3) Мюссе А. де. Избр. произв.: В 2 т. — М.: Худ. лит., 1957. — Т. 2. — 249с; 4) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 372с.

В.П. Трыков