«ПЛЕЩЕЕВ Елексей Николаевич» (1825 – 1893),

p.русский писатель, литературный критик; участник кружка М. В. Петрашевского.

В 1840–1842 гг. учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в Санкт-Петербургском университете на историко-филологическом факультете. С 1843–1844 гг. начинает писать стихи, развивая преимущественно романтические мотивы неудовлетворенности обыденным существованием, стремления души к истинно высокому идеалу. Именно к раннему периоду творчества П. относятся наиболее очевидные переклички его лирики с мотивами Л. — так, поэтологическая лирика П. явно испытала воздействие лермонтовского «Пророка» (см.: «Любовь певца», 1845; «Поэту», 1846; «Сон», 1846; «Вперед! без страха и сомненья…», 1846). Лирический герой П. — юный поэт, избравший трудный путь служения высокому идеалу, обрекающий его на страдания и одиночество в земном существовании; в его поэтических монологах возникает своего рода сплав мотивов различных лермонтовских стих., формирующий в итоге особый тип лирического героя, напоминающего тип «лермонтовского человека», с его чувством собственного избранничества, одиночеством и обреченностью на страданье: «Провозглашать любви ученье / Повсюду — нищим, богачам — / Удел поэта… Я волненья / За блага мира не отдам…» («Любовь певца», 1845) [8; 29] (ср. Л. «Пророк», «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)). Узнаваемые лермонтовские мотивы звучат также в стих. П. «Дума» (1844), «Еще один великий голос смолк…» (1845), где, вслед за поэтом-предшественником, П. создает также образ поколения, объединенный обличительнобезысходным «мы»: «Как дети иль рабы, преданию послушны, / Как часто в жизни мы бываем равнодушны / К тому, что сердце нам должно бы разрывать, / Что слезы из очей должно бы исторгать. / Когда же средь толпы является порою / Пророк с могучею, великою душою, / С глаголом истины священной на устах, — / Увы, отвержен от! Толпа в его словах / Учения любви и правды не находит…» [8; 53]. Мотивы любовной лирики Л. проникают в стих. П. «Сосед» (1845), «На память» (1844), «При посылке рафаэлевой мадонны» (1853; здесь также см. эпиграф из стих. Л. «Молитва»).

Своеобразный творческий диалог с поэтом-предшественником у П. возникает и Благодаря подчеркнутым отсылкам к произведениям Л. в эпиграфах к своим сочинениям. Кроме того, П. нередко включал упоминания произведений Л. в свои прозаические произведения, делая их важным средством характеристики героев. Так, Л. — любимый поэт героев повестей и рассказов П.: Буднева («Буднев», 1857), Поземцева («Призвание», 1859), Зверевой («Литературный вечер», 1861). По указанию В.А.Туниманова, мотивы драмы Л. «Маскарад» присутствуют в повести П. «Дружеские советы» (1849), а в повестях «Пашинцев» (1859), «Две карьеры» (1859), «Призвание» (1860) П. сатирически изображает «провинциальное печоринство» [11].

Лит.: 1) Жданов В. В. Поэты кружка петрашевцев // Поэты-петрашевцы. — Л., 1957. — С. 37–40; 2) Кузин Н.Г. Плещеев. — М., 1988; 3) Кулагин А.В. А.Н. Плещеев // Русские писатели. 1800–1917. Биографичяеский словарь. — М., 1999. Т. 4. С. 649–653; 4) Майков В.Н. Стихотворения А. Плещеева // Майков В.Н. Критические опыты. — СПб., 1891. — С. 129– 35; 5) Миронова Л.В. Лермонтовские мотивы в лирике А.Н. Плещеева // Лермонтовский выпуск. — Пенза, 1996. № 5. — С. 47–53; 6) Плещеев А.Н. Полное собрание стихотворений / изд. подгот. М.Я.Поляков. — М; Л., 1964; 7) Плещеев А.Н. Стихотворения. Проза. — М., 1991; 8) Плещеев А.Н. Избранное. — М., 1991; 9) Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А.Н.Плещеева. — М., 1988. — 2-е изд; 10) Розанов И.Н. Отзвуки Лермонтова // Венок Лермонтову. — М; Пг., 1914. — С. 250–252; 11) Туниманов В.А. А.Н. Плещеев // ЛЭ. — С. 422; 11) Федоров А. А. Н. Плещеев / Плещеев А. Н. Стихотворения. — Л., 1950. — С. XIII—XV.

Т.А. Алпатова