«ПЛУТАРХ» (ок. 46 – ок.127),

p.греческий философ и писатель. Автор трактатов, философских диалогов, ученых посланий, объединенных под общим названием «Нравственные сочинения» или «Моралии». Важнейшая и наиболее известная часть наследия П. — «Сравнительные жизнеописания», собрание биографий греческих и римских государственных деятелей и полководцев. П. «поставил рядом с биографией как видом эпидейктического красноречия новый тип биографии — моралистико-психологический этюд. Он завоевал биографию для популярно-философской литературы…», — отмечал исследователь плутарховой биографии как жанра С.С. Аверинцев [1; 126]. Плутарховы биографии послужили источником сюжетов для Шекспира, Корнеля, Расина, многих других писателей. В России сочинения П. известны с середины XVIII в. Классическое образование открывало путь к чтению П. в подлиннике. В 1818 г. вышло издание «Плутарховы сравнительные жизнеописания славных мужей» в переводе Спиридона Дестуниса.

В 1831 г. Л. записал в тетради «Memor: написать трагедию: Марий, из Плутарха» — и наметил основные сюжетные линии и эпизоды задуманного произведения [IV; 342]. Гай Марий (157–86 гг. до н.э.) — римский консул, герой одной из биографий Плутарха, отличавшийся жестокостью и мстительностью.

Л. пользовался изданием 1818 г., так как в его тетрадной записи, как и в переводе Дестуниса, римский полководец Сулла (138–78 гг. до н.э.) назван Силлой.

В трагедии, которая так и не была написана, Л. собирался изобразить события последних лет жизни Мария: его изгнание из Рима Суллой, взятие Рима в 87 г. до н.э. в союзе с римским консулом Цинной, жестокая расправа с врагами, учиненная Марием, и его смерть.

События последнего, пятого действия трагедии выходили за рамки того, что Л. мог почерпнуть о Марии из плутарховых жизнеописаний, и были навеяны чтением «Гамлета» У. Шекспира: перед смертью сыну Мария является тень отца и повелевает ему умереть. В феврале 1830 г. в одном из писем к М.А. Шан-Гирей Л. давал высокую оценку «Гамлета» [IV; 360]. Впрочем, появление призраков перед финальной битвой полководца встречается, например, и в шекспировском «Ричарде III».

Лит.: 1) Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М.: Наука, 1973. — 277с; 2) Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopädie der Classischen Alterturnswissenschatt, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col. 636–962; 3) Знаменитые греки и римляне // 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима, составленных по Плутарху и др. древним авторам М.Н. Ботвинником и М.Б. Рабиновичем. — СПб.: Эпоха, 1993. — 448 с.

В.П. Трыков