«РЕНИ Гвидо» (1575 – 1642),

p.итальянский художник Болонской живописной школы, мастер барокко, выпускник Болонской академии художеств, ученик братьев Карраччи, непосредственно обучался у Лодовико Карраччи. В своем художественном стиле следовал идеалу искусства античности и живописи Рафаэля. После смерти учителя Р. стал главой классицистической живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу болонских мастеров. Р. стал одним из образцов для подражания в системе академического обучения изобразительному искусству в XVIIXIX вв., в его живописи художники увидели самое точное следование классицистическому принципу соединения идеализации и натурности. Искусство Р. оказало большое влияние на мастеров академического направления в живописи.

В России представлено довольно крупное собрание картин Р., из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Св. Семейство на пути в Египет» «Петр», «Св. Иероним», «Похищение Европы», «Юность Богоматери». Р. известен также как гравер — лучшие его эстампы сделаны с собственной картины «Богоматерь с Младенцем» и с картины Ан. Караччи «Св. Семейство». Л. мог быть знаком с картинами Р. по коллекции графов Строгановых. Хранящийся в их собрании этюд к картине «Кающаяся Магдалина» Л. описывает в поэме «Сашка»: «Гляжу на дивный холст: душа в очах, / И мысль одна в душе, — и на колени / Готов упасть, и непонятный страх, / Как струны лютни, потрясает жилы; / И слышишь близость тайной чудной силы / Которой в мире верует лишь тот, / Кто как в гробу в душе своей живет, / Кто терпит все упреки, все печали, / Чтоб гением глупцы его назвали» [IV; 79]. Достоинство картины Р. Л. видит в подлинной передаче страдания, в ощущении жизни на холсте. С «Кающейся Магдалиной» Л. сравнивает с Маврушей, горячо переживающей расставание с молодым барином: «Хватает руку Саши, и устами / Прижалась к ней, и слезы потекли / Все больше, больше, и, казалось, жгли / Ее лицо… Но кто не зрел картины / Раскаянья преступной Магдалины?» [IV; 79]. Правда, здесь ассоциация имеет иронический модус.

Н.Н. Врангель [1], Н.П Пахомов [5] высказали мнение, что юношеский рисунок Л. «Мадонна с Младенцем» (сепия, 1831; ИРЛИ) выполнена как копия с картины Р. Е.А. Ковалевская признает эту версию безосновательной.

Лит.: 1) Врангель Н.Н. Лермонтов-рисовальщик // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. СПб.: Разр. изящн. словесности при Имп. Академии наук, 1910–1913 // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. СПб.: Разр. изящн. словесности при Имп. Академии наук, 1910–1913. Т. V. С. 210–217; 2) Арган Дж.К. История итальянского искусства. — М.: Радуга, 2000. — 530 с.; 3) Ковалевская Е.А. Гвидо Рени // ЛЭ. — С. 466; 4) Малиновский К.В. История коллекционироваия живописи в Санкт-Петербурге в начале XVIII века. — СПб.: Книга, 2012. — 536 с.; 5) Пахомов Н. Живописное наследство Лермонтова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 55–222. — (ЛН; Т. 45/46).

К.А. Поташова