«РИЧАРДСОН (RICHARDSON) Сэмюэл » (1689 – 1761),

p.английский писатель, один из основателей современного романа в Англии, предшественник сентиментальной школы в Европе [2; 5]. Писал в основном в жанре т.н. эпистолярного романа (романа в письмах). В частности, широкую известность, в т.ч. и в России, в начале XIX в. ему принесли романы «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса, или История юной барышни» (1748) и «История сэра Чарльза Грандинсона» (1753). Помимо писательского творчества, Р. Проявил себя (в первую половину своей трудовой жизни) как успешный издатель и печатник, который был зачинателем выпуска многих журналов и газет. Был современником и единомышленником многих видных литераторов-просветителей и ученых-гуманитариев своего времени, включая первого выдающегося английского лексикографа и критика С. Джонсона.

Будущий писатель родился в многодетной семье в графстве Дербишир. Получил достаточно скромное образование в средней школе, поскольку отец настаивал на коммерческой карьере сына, в силу чего ему пришлось ограничиться лишь элементарными знаниями по письму и арифметике. Первые признаки таланта проявились у Р. лет в 10, когда он уже был известен среди товарищей как увлекательный рассказчик, интерпретатор различных интересных историй, а также как любитель писать письма, в т.ч. имитируя порой стиль взрослого человека. Чуть позже Р. стал пользоваться популярностью благодаря своему умению помогать молодым девушкам в написании ответов на любовные письма. Данный вид творческого труда постепенно помогал ему постигать сущность и все грани женской души и психологии. В юношеские годы Р. работал в типографии, что впоследствии сказалось на выборе его профессии — издателя и печатника. Возмужав, Р. открывает собственный типографский магазин и вскоре обзаводится семьей.

Первый роман Р. «Памела» увидел свет в 1740 г., т.е. когда писателю уже исполнился 51 год. Примечательно, что, согласно литературной моде того времени, роман имел длинный заголовок, отчасти предвосхищающий его содержание: «Памела, или Вознагражденная добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т.д.». Произведение стало чрезвычайно популярным и вызвало бурю как одобрительных, так и резко критических, вплоть до пародийных — откликов. Успех «Памелы» заставил Р. продолжить свои литературно-художественные опыты, и вскоре на свет появилась «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» (1747) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1754).

Для современников Р., а также для нескольких поколений читателей конца XVIII — начала XIX в. произведения писателя стали своего рода энциклопедией чувств. Автор подробно анализирует эмоции своих героев, их внутреннее состояние. Именно этот вдумчивый и глубокий анализ различных состояний чувствительности и составляет истинный сюжет прозы Р., оттесняя на второй план фабулу как систему неких событий и поступков героев, которые в произведениях Р. Достаточно скудны. Кроме того, «энциклопедичность» романов состоит в последовательном изучении жизни соответственно всех страт общества — от самого низшего в «Памеле» до аристократического в «Грандисоне». Несколько преувеличена, даже для XVIII в., как отмечали критики того времени, дидактичность произведений. Так, реакцией на чрезмерную высоконравственность Памелы, противостоящей попыткам молодого хозяина соблазнить ее, а потом выходящей за него замуж, стал пародийный роман Г. Филдинга «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742). «Кларисса» с ее трагическим финалом, напротив, вызвала широкие сочувственные отклики в читательских кругах. Со смертью героини роман не заканчивается, поскольку ее друзья вступаются за доброе имя девушки, и один из них убивает подлого Роберта Ловеласа на дуэли. Именно благ.ря такой находке — исследованию архетипа антигероя, — Р. удалось навсегда остаться в истории английской литературы, поскольку имя негодяя, покусившегося на Клариссу, стало нарицательным. В «Чарльзе Грандисоне» «равновесие» в показе «положительного лика» мужского рода было восстановлено, и перед читателем, напротив, предстал достаточно яркий образ идеального джентльмена. Сэр Грандисон спасает юную девушку от притязаний молодого оболтуса, похожего на Ловеласа, и она в свою очередь

влюбляется в спасителя. В результате различных перипетий финал романа счастливый — герои идут под венец.

Проза Р. имела значительное влияние на дальнейшее развитие европейской литературы, в частности, элементы сентиментализма заметны у Дидро в романе «Монахиня», у Руссо в романе «Новая Элоиза». Даже у романтиков в первой половине XIX в. популярность Р. была значительна. В частности, высокую оценку «Клариссе» давал А. де Мюссе.

В России влияние Р. испытали Н. Карамзин, молодой В. Жуковский (повесть «Марьина роща»), А. Измайлов, И. Свечинский, Г. Каменев и др. На русский язык романы Р. стали переводиться в конце XVIII в.: «Английские письма, или история Кавалера Грандисона» (СПб., 1793–1794), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (СПб., 1791–1792), «Памела, или Награжденная добродетель» (СПб., 1787; другой перевод — 1796), «Кларисса, или История юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848) в пересказе А.В. Дружинина [1]. Но к моменту расцвета творчества вначале Пушкина, а потом и Л. романы Р. считались старомодными и ссылались на них с достаточно большим сарказмом. В частности, Л., которому не чужды были традиции сентиментализма [3], написал стихотворение «Моя мольба», в котором смеялся над слезливыми не в меру дамами, склонными к сладостной чувствительности. Поэт оставил комментарий к данному стихотворению: «После разговора с одной известной очень мне старухой, которая восхищалась и читала и плакала над Грандисоном» [1].

Лит.: 1) Дружинин А.В. Галерея замечательных романов. «Кларис- са Гарловъ» Самуила Ричардсона // Дружинин А.В. Собр. соч.: В 8 т. —СПб.,1865–1867. — Т. 5. — С. 406; 2) Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1966. — 476 с.; 3) Нейман Б.В. Элементы сентиментализма в творчестве Лермонтова // Известия Отделения русского языка и словесности Российской АН. — 1917. — Т. 22, кн. 2. — С. 39–57; 4) Dobson A. Samuel Richardson. — Honolulu: University Press of the Pacifi c, 2003. — 289с.

С.П. Толкачев