«САНД (SAND) Жорж» (1804 – 1876),

псевдноним, наст имя – Аврора Дюпен (Dupin), по мужу Дюдеван (Dudevant), французская писательница. «Она была властительницей дум образованной Европы середины прошлого века» [2; 210]. Родилась в дворянской семье, воспитание получила в монастырском пансионе. Испытала влияние Ж.-Ж. Руссо, увлекалась творчеством Байрона, идеями социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Леру. Автор романтических романов «Индиана» (1831), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834), «Консуэло» (1843) и др., в центре которых тема женской эмансипации и зачастую образы женщин, борющихся за свою любовь и отстаивающих свои права. В романе «Индиана» авторитетный французский критик Сент-Бев отмечал естественность языка, правдивость в описании характеров, нравов и сильных, необычных страстей [5; 146].

Романы С. в России переводились с начала 1830-х гг., сразу же по выходе их во Франции [3; 309]. Они получили высокую оценку В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Однако первым в России по достоинству оценил С. именно Л. Имя Жорж Санд упоминается в драме Л. «Маскарад», в монологе баронессы Штраль, которая говорит о жалком положении женщины в обществе [V; 317]. Исследователи отмечали реминисценции романа «Лелия» в «Мцыри» [4; 230–231], трансформацию жоржсандовских антитез в творчестве Л. [1; 49, 121, 145].

Лит.: 1) Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции / 3-е изд., испр. и доп. — Тарту: Тартуский университет, 2010. — 276 с.; 2) Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1 : Французская литература XIX века. — М.: РГГУ, 1998. —279 с.; 3) Луков Вл.А. Санд // Зарубежные писатели : В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003. — Ч. 2. — С. 306–310; 4) Максимов Д. Поэзия Лермонтова. — М. ; Л.: Наука, 1964. — 266 с.; 5) Сент-Бев Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1970. — 383 с.

В.П. Трыков