«СЕНКОВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович» (1800 – 1858),

p.писатель, критик, журналист, ориенталист, профессор кафедры восточных языков Санкт-Петербургского университета. С 1828 г. сотрудничал с «Северным Архивом», «Сыном Отечества», «Северной Пчелой», в 1834 г. стал главным редактором «Библиотеки для чтения». Под псевдонимами Барон Брамбеус, Тюмюндяш-Облу, Тютюнджю-Оглу, А. Белкин и др. опубликовал множество «восточных», светских, фантастических повестей, сатирических и бытовых очерков, путевых заметок, критических рецензий, статей по истории, этнографии, физике, математике, геологии, медицине. Отличительной чертой

стиля С. были блестящее остроумие и публицистичность. Однако отсутствие каких-либо идейных убеждений, бесцеремонное отношение к литературе, ориентированность на дешевую популярность ставили С. в ряд представителей «торговой словесности» наравне с Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, вызывали неприятие и горячую полемику со стороны А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, С.П. Шевырева.

Л. был знаком с творчеством С., из его повести «Предубеждение» («Библиотека для чтения», 1834, т. 7) взяты имя и отдельные черты Шприха для драмы «Маскарад». В «Библиотеке для чтения» (1835, т. 11, отд. 1, с. 81–94) появилось первое подписанное полностью печатное произведение Л. — поэма «Хаджи-Абрек», отданная в ред. Н.Д. Юрьевым без ведома поэта. Согласно П.А. Ефремову, против С. Направлена эпиграмма Л. «Под фирмой иностранной иноземец…» [1; стлб. 556], по мнению других исследователей, она могла относиться к Н.И. Гречу и Ф.В. Булгарину.

С. высоко оценил Л. как «одного из лучших наших поэтов» [2; 17], но выступил против публикации его ранних «неудавшихся, непризнанных проб пера» [3; 39], что, однако, не помешало С. самому опубликовать в «Библиотеке для чтения» ряд ранних стихотворений Л. Отношение С. к «Герою нашего времени» претерпевало изменения. Если вначале критик приветствовал Л. как талантливого прозаика и «умного наблюдателя с положительным взглядом на предметы и с поэтическим воображением» [2; 17], то в рецензии на третье издание романа «Герой нашего времени» был назван «слабым, неверным очерком молодого художника» [4; 11], который «забавно» выдавать «за что-нибудь выше маленького ученического эскиза» [4; 12]. Непоследовательность С. была подвергнута критике В.Г. Белинским со страниц «Литературной газеты» и «Отечественных записок».

Лит.: 1) Библиографические записки. — М., 1861, т. 3, № 18; 2) Библиотека для чтения. — СПб., 1840, т. 39, отд. 6; 3) Библиотека для чтения. — СПб., 1843, т. 56, ч. 2, отд. 6; 4) Библиотека для чтения — СПб., 1844, т. 63, отд. 6; 5) Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманитар. ин-та, 2002. — С. 8–50; 6) Тозыякова Е.А. О.И. Сенковский — барон Брамбеус: принципы художественного миромоделирования. — Томск: Изд-во Томского университета, 2008. — 134 с.; 7) Щербакова Г.И. Журнал О.И. Сенковского «Библиотека для чтения» (1834-1856 гг.) и формирование массовой журналистики в России. — СПб., 2005. — 226 с.

Ю.Н. Сытина