«СОЛЛОГУБ Владимир Александрович» (1813 – 1882),

p.граф. Его предки – выходцы из Польши. Он начал литературную деятельность одновременно с Лермонтовым: в томе 6-м «Современника» за 1837 год были напечатаны «Бородино» Лермонтова и рассказ Соллогуба «Два студента» (посвящённый Карамзиным). В 1838 году в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» (30 апреля, № 18) – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричнике и удалого купца Калашникова» Лермонтова и рассказ Соллогуба «Серёжа». В первом номере «Отечественных записок» Краевского (1839 г.) – «Дума» Лермонтова и «История двух калош», повесть Соллогуба. Оба писателя быстро входят в славу, о них говорят, их замечают критики, Белинский восторженно отзывается о том и другом.

Они встретились у Карамзиных в 1838 году и быстро перешли на «ты». Соллогуб – ловкий, лощёный, умный светский человек, давно свой в большом свете и на самой высоте его – при дворе. Писательский талант его действительно серьёзен, что, в особенности, подтвердило его крупное произведение – повесть «Тарантас», изданная с рисунками Г. Гагарина (здесь в тек-сте и рисунках – панорама тогдашней России, вереница её типов).

19 марта 1840 года вышла третья книжка «Отечественных записок» за этот год, где была на-печатана повесть Соллогуба «Большой свет». 20 марта Соллогуб навестил Лермонтова, очевидно, принёс ему этот журнал (на копии стихотворения Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» рукой Соллогуба запись: «С.–Петербург, 20 марта 1840. Под арестом, на Арсенальной гауптвахте» [3]. Лермонтов не без интереса прочитал новое произведение Соллогуба, – в нём оказалось немало знакомого. Автор описывал то общество, в котором вращался и он, Лермонтов, а также историю своей любви к Софье Михайловне Виельгорской, двадцати-летней фрейлине, дочери известного музыкального деятеля (см. о нём очерк выше). В письме к В. Боткину. Белинский назвал «Большой свет» «славной вещью» и прибавил, что «Лермонтов думает так же». Лермонтов или не обратил внимания на одно обстоятельство, или не придал ему никакого значения (второе вернее). Дело в том, что в этой повести есть гepoй – незаметный, незнатный молодой офицер, случаем попавший в большой свет и, в конце концов, вынужденный его покинуть.

Многие обстоятельства жизни этого героя сходны, хотя грубо и отдалённо, с лермонтовски-ми. Имя героя – Леонин. Сходство это не явилось случайно. Позднее, в 1865 году, Соллогуб писал, что «светское значение» Лермонтова он «изобразил под именем Леонина в <…> по-вести «Большой свет», написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны» [8]. Мария Николаевна, бывшая в тесной дружбе с семейством Виельгорских (М.Ю. Виельгорский был гофмейстером её двора, а три его дочери «проводили всё время» с великими княжнами) сочувствовала ухаживаниям Соллогуба за Софьей Михайловной Виельгорской и знала, что он си¬льно тревожится вниманием Лермонтова к его невесте. Мария Николаевна своим заказом как бы обязала Соллогуба отомстить, но его тревоги по поводу ухаживаний Лермонтова не простирались так далеко, – он всё-таки не видел большой опасности для себя и к тому же вовсе не хотел терять приятельских отношений с Лермонтовым. И он не написал пасквиля. Сделав Леонина как бы похожим на Лермонтова (а себя изобразив под именем князя Щетинина), он очень ловко отделил обоих этих героев от реальных Лермонтова и Соллогуба, – в повести Щетинин обращается к Воротынской: «Хотите, я буду играть в вист с вашей глухой тётушкою, а потом поеду слушать стихи Л. и повести С…ба?.. Все жертвы готов я вам принести» [4].

Лермонтов отправился в ссылку. Соллогуб осенью 1840 года женился на С.М. Виельгорской. Во время своего последнего отпуска, будучи в Петербурге, в 1841 году, Лермонтов, как ни в чём не бывало, не только навещал Соллогубов (живших тогда в доме Виельгорских), но и продолжал поклоняться красоте Софьи Михайловны, голубоглазой красавицы. Она впоследствии утверждала, что стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» посвящено ей. П.А. Висковатов передаёт свой разговор с ней: «Поэт, бывало, молча глядел на неё своими выразите¬льными глазами, имевшими магнетическое влияние, так что невольно приходилось обращаться в ту сторону, откуда глядели они на вас… – Мой муж, говорила Софья Михайловна, очень не любил, когда Михаил Юрьевич смотрел так на меня, и однажды я сказала Лермонтову, когда он опять уставился на меня: – Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не лю-бит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность? – Лермонтов ничего не ответил, встал и ушёл. На другой день он принёс мне стихи: «Нет, не тебя так пылко я люблю». Муж взял их у меня, и где они остались, не знаю» [5].

Надо сказать, что это стихотворение, как установлено с достоверностью, написано Лермонтовым летом 1841 года в Пятигорске, буквально за несколько дней до его смерти. В нём, возможно, говорится о В.А. Лопухиной, а посвящено оно, по одной из версий, Е.Г. Быховец.

Соллогуб оставил интересные воспоминания. О Лермонтове в них он всегда пишет с большим уважением и не жалеет вообще красок, чтобы показать себя его другом. «Смерть Лермонтова, – говорит он, – по моему убеждению, была не меньшею утратою для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя» [6].

После смерти Лермонтова Соллогуб собирал его рукописи. В его архиве был автограф стихотворения «Ребёнку», списки некоторых других стихотворений и прозаических произведений. В 1845 году Соллогуб опубликовал в альманахе «Вчера и сегодня» одиннадцать неизвестных произведений Лермонтова, в том числе «Штосс» и сказку «Ашик Кериб».

Лит.: 1) Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1891 (Собр. соч. под ред. Висковатого, Т. 6) – С. 330, 338; 2) Заборова Б. Неизв. стихотворение Лермон-това и В.А. Соллогуба. – В кн.: «Литературное наследство», Т. 58. М.Ю. Лермонтов. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 369–372; 3) В.А. Мануйлов, С.Б. Латышев. Хронологическая канва жизни и творчества М.Ю. Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: «Наука» Ленингр. отд-ние, 1979–1981. Т. 4. Проза. Письма. – 1981. – С. 535–563; 4) Соллогуб В.А. «Большой свет». – В кн. «Три повести». – М.: Советская Россия, 1978. – С. 11; 5) Лермонтов М.Ю. Стихотво-рения 1836–1841: Варианты и комментарии // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т., М.–Л.: «Academia», 1935–1937.Т. 2. Стихотворения, 1836–1841. – 1936. – С. 245; 6) Соллогуб В.А. Из воспоминаний // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 346; 7) Докусов А.М. «Демон» и «Песня про царя Ивана Василье-вича…» в русской музыке. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Сб. ст. и материалов. – Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1960. – С. 212–216; 8) Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 212–284.

Мон. Лазарь (Афанасьев)