«ХОМЯКОВ Алексей Степанович» (1804 – 1860),

p.русский философ, поэт и публицист, член кружка «любомудров», видный деятель русского славянофильства. Начал печататься с нач. 1820-х гг. в альманахе «Полярная звезда», а также в журналах «Московский вестник», «Телескоп»,«Московский наблюдатель» и др. Произведения Х. были известны уже юному Л.: в его послании 1829 г. «К П…ну» процитированы строки их стих. Х. «Три стакана шампанского»: «Там дружба дружбы не обманет / Любовь любви не изменит…» [19; 3]. В целом проблема «Л. и Х.» рассматривается в исследовательской литературе с нескольких точек зрения: биографических сближений, сближения / расхождения взглядов на пути и судьбы России, а также собственно литературного взаимодействия, что позволяет уточнить более общую проблему: «Л. В истории русской философской лирики». Личное знакомство Л. и Х. произошло, по свидетельству С.Т. Аксакова, 9 мая 1840 г. на именинном обеде у Н.В. Гоголя [1]. Ю.Ф. Самарин писал в дневнике, что Х. нравился Л. [17]. Они неоднократно встречались во время пребывания поэта в Москве в домах, где оба часто бывали: у Павловых, Свербеевых и др. 20 мая 1840 г. Х. писал Н.М. Языкову, что Л. — человек «с истинным талантом, и как поэт, и как прозатор» [прозаик][15; 604]. В очерке Т.Н. Никольской упоминаются отзывы современников — С. Н. Карамзиной, А. Н. Муравьева даже о внешнем сходстве Л. и Х. — по манере держаться и разговаривать [15; 604]. В 1840–1841 гг. Л. делает в своем альбоме рисунок — автоиллюстрацию к стих. «Журналист, читатель и писатель», на которой фигура писателя имеет портретное сходство с Х., читателя — с самим Л. Один из монологов лермонтовского Писателя перекликается со стих. Х. «Два часа», связанного с романтическим осмыслением вдохновения как силы, преображающей бытие поэта

bq(..Есть час блаженства для поэта,

Когда мгновенною мечтой

Душа внезапно в нем согрета,

Как будто огненной струей:

Сверкают слезы вдохновенья,

Чудесной силой грудь полна,

И льются стройно песнопенья,

Как сладкозвучная волна [21; 24].

p.Отдельные переклички мотивов со ст. Х. возникают и в более поздних произведениях Л. — так, в ст. «Поэт» переосмысливаются некоторые мотивы хомяковского «Клинка» (1829):

bq(..Не презирай клинка стального

В обделке древности простой.

И пыль забвенья векового

Сотри заботливой рукой [21; 21].

p.Возможно, лермонтовское переосмысление жанра «думы» как размышления о судьбах современного поколения могло быть связано и со стих. Х. «Думы», основанном на противопоставлении сладких речей и «бурных», «пламенных» дум [21; 34–35], останавливающих поэта в вихре света и зовущих его к истинному содержанию жизни, которое неотъемлемо от высшего, духовного начала. В стих. Х. «Вдохновение» и «В альбом С.Н. Карамзиной» возникает образ пальмы в Аравийской пустыне, позднее использованный и Л. в балладе «Три пальмы» [7; 105]. По мысли исследовательницы, религиозная лирика Х.

близка Л. и в стих. «Ветка Палестины» [7; 105]. В конце 1830 — нач. 1840-х гг. в ряде стих. Л. Перекликается с произведениями Х. не только отдельными образно-символическими деталями; между поэтами идет идейно-философский диалог. Так, в «Умирающем гладиаторе» (1836) возникает размышление об исторических судьбах «восточной» и «западной» цивилизации, соотносимое со стих. Х. «Мечта» (1835). «Два великана», «Песня про… купца Калашникова», отдельные мотивы в поэме «Сашка» напоминают своеобразную поэтическую философию Х.: «те же краски и ноты, любовь к старорусскому, московскому, живое чувство старины» [7; 114]:

bq(..Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный…

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и — обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой —

Заветное преданье поколений [IV; 43–44].

p.Однако, в отличие от Х., Л. остается в большей степени художником. Своеобразные притяжения / отталкивания исследователи видят между стих. Л. «Последнее новоселье» Л. (1841) и Х. «На перенесение Наполеонова праха» (1840), являвшиеся откликами на перенесение праха Наполеона с острова святой Елены. Со стих. Х. «России» (1839), опубл. под назв. «Отчизна», перекликается и стих. Л. «Родина» (1841), в автографе также озаглавл. «Отчизна». Подобно Х., Л. в этом стих. демонстрирует свое равнодушие к общепризнанным символам могущества родной страны:

Пусть рек твоих глубоки волны,

Как волны синие морей,

И недра гор алмазов полны,

И хлебом пышет тук степей;

Пусть пред твоим державным блеском

Народы робко клонят взор.

Исемь морей немолчным плеском

Тебе поют хвалебный хор;

Пусть далеко грозой кровавой

Твои перуны пронеслись:

Всей этой силой, этой славой,

Всем этим прахом не гордись! [21; 77–78].

p.Летом 1841 Х. писал Н.М. Языкову о «неблагоприятном» и «несколько несправедливом» разборе творчества Л. в статьях С.П. Шевырева, на который Л. ответил «прекрасными стихами» «Спор», передав их в «Москвитянин» [15; 604].

Лит.: 1) Аксаков С. Т. Из «Истории моего знакомства с Гоголем» // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М., 1989. — С. 317; 2) Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова // ЛН. Т. 43–44. — С. 238–239; 3) Вахрушева А.Н. Семантическое единство световых и поэтических образов в поэзии А.С. Хомякова // Онтология и поэтика Традиции: язык и текст. — Ижевск, 2011. — С. 119–126; 4) Висковатый П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. — М., 1891. С. 219–220, 228; 5) Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. — Л., 1940. — С. 200– 203; 6) Егоров Б.Ф. Хомяков-поэт // Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. — Л., 1969; 7) Журавлева А.И. Лермонтов и Хомяков // Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. — М., 2002. — С. 104–119; 8) Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков А.С., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С. — СПб., 2010; 9) Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. — М., 1976. — С. 119–128; 10) Маймин Е.А. Хомяков как поэт // Пушкинский сборник. — Псков, 1968; 11) Майский Ф.Ф. Лермонтов и Карамзины // М.Ю.Лермонтов. Сб. статей и материалов. — Ставрополь, 1960. — С. 130; 12) Мануйлов В.А. Лермонтов и Карамзины // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. — Л., 1979. — С. 344–347; 13) Мордовченко Н.И. Лермонтов и русская критика 40-х годов / ЛН. Т. 43–44. — С. 788–789; 14) Нейман Б.В. Русские литературные веяния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Сб. 1. — М., 1941. — С. 429; 15) Никольская Т.Л. Хомяков // ЛЭ. — С. 604; 16) Панфилов М.М. Русский путь Алексея Хомякова // Книга в пространстве культуры. — М., 2011. — Вып. 1(7) 2011. — С. 65–79; 17) Самарин Ю. Ф. Из дневника // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М., 1989. — С. 382; 18) Серман И.З.Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе. 1836–1841. — М., 2003. С. 184–188; 19) Хомяков А.С. Полн. собр. соч., т. 1–8. — М., 1900–1907; 20) Хомяков А.С. Стихотворения и драмы /вступит. ст., подг. Текста и прим. Б. Ф. Егорова. — Л., 1969; 21) Хомяков А.С. Стихотворения. — М., 1888; 22) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.—Л., 1961. — С. 117–123.

Т.А. Алпатова