ГАГАРИН Иван Сергеевич (1814–1862),

князь. В 1833–1835 гг. служил в русской миссии в Мюнхене, где познакомился с Ф.И. Тютчевым, — получил от него и передал через Жуковского и Вяземского в «Современник» Пушкина его ст. В 1838 г. был в Париже, в 1839-м вернулся в Петербург и здесь встречался с Л., был участником кружка «Шестнадцать».
Ст. Л. он называл «прекрасными». Им, конечно, было о чем поговорить, — Г. был из умнейших людей своего времени, достойным собеседником Шеллинга, Чаадаева, Тютчева <…> Иван Киреевский, который вел с ним в сороковые годы полемику по поводу православия и католицизма, отметил, что это «один из людей редких по внутренним и внешним качествам» [3]. Франт, типичный «европеец», лучше говоривший по-французски, чем по-русски, он, тем не менее, был патриотом. «Тебе, отчизна, посвящаю я мою мысль, мою жизнь, — писал он в дневнике. — Россия, младшая сестра семьи европейских народов, твое будущее прекрасно, велико» [2].
У Л. и Г. был общий друг — Ю.Ф. Самарин. Гагарин вел с ним постоянную переписку и ему направил в 1841 г. подробное сообщение о гибели Л. на дуэли.
В 1842 г., за границей Г. перешел из православия в католичество, а через год вступил в орден иезуитов. Это был кризис его патриотизма. Он собирался даже приехать на родину для пропаганды «латинства», но был предан суду за самовольное пребывание за границей и за переход в католичество, и больше уже не возвращался. В 1859–1860 гг. совершил поездку в Сирию и Иерусалим. Вместе с французским математиком Коши создал Общество по развитию школьного образования на Востоке, изучил арабский язык, преподавал в Ливане историю церкви, занимался историей и археологией Востока. В Париже на основе собственного богатого собрания книг по церковной истории организовал Славянскую библиотеку (существующую до сих пор) с русским отделением. Его мечтой было — воссоединить восточную и западную церкви в католицизме. Этой идеей были вдохновлены его многочисленные труды: «Будет Россия католической?» (1856), «О примирении русской церкви с римскою» (1858), «Староверы, русская церковь и папа» (1857), «Католические тенденции в русском обществе» (1860) и др. В 1862 г. издал в Париже сочинения П.Я. Чаадаева. В 1885 г. его навестил в Париже Н.С. Лесков. «Что он за иезуит, — писал он о Г. в 1886 г., — и почему он иезуит, он, я думаю, и сам не знает <…> Не боюсь ошибиться, что теперь он об этом жалеет и кается» [3]. Когда они прощались, Г. «выпил стакан шабли за благоденствие России и <…> заплакал» [5].
Лит.: 1) Бильбасов В.А. Самарин Гагарину о Лермонтове // Бильбасов В.А., Ист. монографии. Т. 2. — СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1901. — С. 413–424; 2) Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Худ. лит., 1986. — С. 93–94, 267, 273, 280–283, 308; 3) Герштейн Э.Г. Лермонтов и «Кружок шестнадцати» // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Худ. лит., 1941. — С. 77–124; 4) Самарин Ю.Ф. Из дневника // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 381–383; 5) Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 10. — C. 419.

Мон. Лазарь (Афанасьев)