«ПУШКИН Василий Львович» (1766 – 1830),

p.поэт, дядя А.С. Пушкина.

В историю русской литературы П. вошёл как один из наиболее ярких представителей карам-зинизма – литературного течения, оформившегося в творчестве Н.М. Карамзина и его бли-жайших последователей – И.И. Дмитриева, П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского и нек. др. Черты этого направления – приверженность традициям «лёгкой поэзии», намеренный отказ от чрезмерно высокой архаики, с одной стороны, и от «низкого» стиля, с другой, ориентация на «средний» стиль, простоту и изящество разговорного языка образованного общества. В поэзии карамзинизма культивировались жанры, имевшие чёткую установку на дружеское литературное общение, – послания и посвящения, альбомная лирика (ср. популярные у современников стихотворения П. «К брату и другу», «Письмо к И.И.Д<митриеву>, «К В.А.Жуковскому», «К Д.В.Дашкову», «К кн. П.А.Вяземскому» и др.). Живая атмосфера литературных дискуссий выдвигала на первый план также жанры стихо-творной сатиры (у карамзинистов насыщенной не столько социальной, сколько литературно-полемической проблематикой, см. «К камину»), эпиграммы, басни и т.н. «арзамасской по-эмы» – небольшой шуточной поэмы, генетически близкой традициям бурлескной поэзии XVIII в., допускавшей, наряду с привычно «высокими» картинами и стилевыми средствами (которые обычно маркировались как цитаты из произведений литературных противников – участников «Беседы любителей русского слова»), элементы низкого стиля, пародировавшей и травестировавшей «высокие» предметы.

П. вступил в литературное общество «Арзамас» 14 октября 1815 года, однако в его более ранней поэме «Опасный сосед» (1811) уже присутствуют характерные приёмы «арзамасско-го» осмеяния литературных противников – А.С. Шишкова и А.А. Шаховского (П. издева-тельски упоминает о пристрастии «вряго-росса» Шишкова к поиску исконных русских кор-ней и о комедии Шаховского «Новый Стерн», в которой пародировался Карамзин и его по-следователи).

Влияние «Опасного соседа», как и традиций бурлескной поэзии в целом, заметно в «Юнкер-ских поэмах» Л. («Уланша», «Петергофский праздник», «Гошпиталь»). Некоторые её детали (такие как обстановка расположенного на окраине Москвы небогатого домика героя, описа-ние поездки, имя героини – Варюша) в переработанном виде войдут в поэму Л. «Сашка» (1835–1836) (см.: «… Но вот уже пруды, // Белеет мост, по сторонам сады // Под инеем пу-шистым спят унылы; // Луна сребрит железные периллы…». Реминисценция из поэмы П. «Опасный сосед» – фраза кухарки в публичном доме («Из чести лишь одной я в доме здесь служу») – использована Л. в драме «Маскарад». Арбенин адресует этот стих (несколько пе-рефразировав его) баронессе Штраль, обвиняя её в сводничестве («А сколько платят вам все эти господа? // Ошибся, виноват, вы служите из чести..»).

В конце 1820-х годов фигура П. имела особое значение в культурной жизни Москвы. Не-смотря на то, что он давно утратил своё состояние и был далёк от новых эстетических вея-ний, он пользовался всеобщей известностью как замечательно оригинальный человек, беско-рыстно любивший словесность, сам ставший воплощением литературного быта эпохи. Его смерть и похороны вызвали большой резонанс в литературном и светском кругу; по свиде-тельству современников, их много обсуждали, в лице П. прощаясь с необыкновенно привле-кательной эпохой рубежа XVIII–XIX вв.

Лит.: 1) Арзамас: сборник, в 2-х кн. / под общ. ред. В.Э.Вацуро, А.Л.Осповата. – М.: Худ. лит., 1994; 2) Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. – Л.: Наука, 1974. – 230с.; 3) Курганов Е.Г. Литературный анекдот пушкинской эпохи. – Хельсинки, 1995 – 278с.; 4) Михайлова Н.И. «Парнасский мой отец». – М.:Советская Россия, 1983. – 192с.; 5) Панов С.И. В.Л.Пушкин // Русские писатели 1800-1917: биографический словарь. Т. 5: П–С. – М.: Советская энциклопедия, 2007. – С. 218-222; 6) Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма / вступ. ст, и коммент. Н.И. Михайловой. – М.: Худ. лит., 1989. – 288с.

Т.А. Алпатова