«ЮНКЕРСКАЯ МОЛИТВА» (1833).

Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, оп. 2, № 68. Впервые опубликовано (без стихов 18–21 и с вариантами) в воспоминаниях А. Меринского в «Атенее» (1858, ч. 6, № 48, стр. 289). Датируется 1833 годом на основании пометы на копии и содержания ст.

Юношеское ст. Л., написанное им в период пребывания в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По свидетельству однокашника Л. А.М. Меринского, было написано для рукописного журнала, издаваемого юнкерами.

Ст. отражает быт Школы гвардейских подпрапорщиков: тесные куртки, маршировки, отпуск до 9 вечера в воскресенье (из которого юнкера иногда по договоренности с начальством «опаздывали») и т.п. Упоминается в ст. и один из преподавателей Школы — полковник Алексей Степанович Стунеев, командир эскадрона кавалерийских юнкеров («Пускай в манеже / Алехин глас / Как можно реже / Тревожит нас» [II; 72]). Впрочем, несмотря на такое юмористическое изображение, и Л., и его товарищи любили и уважали А.С. Стунеева. Предполагается, что именно полковник Стунеев изображен на одном из рисунков Л., созданных во время пребывания поэта в Школе — «Фигура военного с бичом в правой поднятой руке, в сюртуке с эполетами и в фуражке. Изображен в рост со спины» [5; 162].

В то же время в ст. прослеживается и отношение самого Л. к Школе. Поступая туда, поэт думал, что ставит крест на своей литературной деятельности, и действительно, обстановка Школы мало способствовала занятиям литературой. Многие планы и наброски, сделанные Л. до поступления в Школу, были в 1833 г. совершенно заброшены. Поэт почти не пишет стихов. «Юнкерские поэмы», написанные Л. в этот период, были скорее данью тамошним вкусам и нравам, чем подлинно литературными произведениями. В «Юнкерской молитве» также можно найти признаки «насильственной ломки характера», «искусственного понижения уровня интересов» [1; 140]: «Я, Царь Всевышний, / Хорош уж тем, / Что просьбой лишней / Не надоем» [II; 72]. Постоянное стремление к чему-то неизведанному, желание большего, неуспокоенность — одна из основных характеристик Л. и его лирического героя, поэтому отсутствие «лишних просьб» в «Юнкерской молитве» может быть признаком душевного кризиса, переживаемого поэтом. Однако свои чувства Л. уже не передает напрямую, как раньше, а маскирует под самоиронией.

Следует обратить внимание и на ритмическую структуру ст.: оно написано короткими стихами в две стопы, что способствовало убыстрению ритма. Л. Гроссман приводит другие примеры подобных ст. у Л.: «Звезда» и «Прощанье».

Лит.: 1) Герштейн Э.Г. Об одном лирическом цикле Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 131–151; 2) Гроссман Л. Стиховедческая школа Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Лит. наследство; Т. 45/46 — М.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 46. — С. 255–288; 3) Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. — М.; Л.: Наука, 1964. — 200с.; 4) Меринский А.М. Воспоминание о Лермонтове // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 170–177; 5) Пахомов Н. Живописное наследство Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Лит. наследство; Т. 45/46 — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Т. 46. — С. 55–222.

Т.С. Милованова