«К ДРУГУ» («ЗАБУДЬ ОПЯТЬ…») (1831).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. XI. Впервые опубликовано: «Русская мысль», 1884, № 4, с. 59–60.

Редкий в поэзии Л. стихотворный размер – двустопный ямб – сближает дружеское послание с традицией «лёгкой поэзии» (ср. у А.С. Пушкина «Адели»). Поэтическая композиция строится на соединении противоположностей, как на уровне мотивной структуры (надежда – разочарование; любовь – измена; «всё, что блестит» – «всё, что грустит» и т.п.), так и на уровне своеобразных читательских ожиданий, которые вызывает семантический ореол метра, и обманувшего их лирического монолога, в котором юный поэт выстраивает более сложную психологическую ситуацию. Эта неоднозначность трактовки в полной мере присутствует в развёрнутом сравнении («Так облачко / По небу мчится…», [I, 237]), организующем композиционную структуру текста. Унаследованное от рационалистической поэтики XVIII в., развёрнутое сравнение, как правило, служило дополнительной характеристикой центрального образа. Здесь же оно оказывается двуплановым: подобное ветреной возлюбленной облачно («Светло, легко / Оно глядится / В волнах морских…», [I, 237]) далее становится обозначением скорее состояния души лирического героя, – это он «прошлец свободный», чуждый людским радостям и горестям, обречённый на одиночество. Т.о., в лермонтовском ст. ранней поры оформляется лирическая ситуация и образная доминанта, кот. позднее найдет развитие в ст. «Тучи» (1840).

Ст. положили на музыку: В.С. Левитская, И.Г. Адмони [3].

Лит.: 1) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.-Л.: Наука, 1964. – 266с.; 2). Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. – М.: Наука, 1964. – С. 417 – 491.; 3) Лермонтов в музыке: Справочник. // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. –М.: Сов. Композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова