== «К ГЕНИЮ» («КОГДА ВО ТЬМЕ НОЧЕЙ МОЙ, НЕ СМЫКАЯСЬ, ВЗОР…»)== (1829).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. II. Там же позднейшая приписка Л.: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году — где я во второй раз полюбил 12 лет и поныне люблю» [I; 387] («ефремовская деревня» — вероятно, Кропотово в Ефремовском у. Тульской губ., принадлежавшее отцу поэта). Впервые — «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. 1. С. 15–16.

В этом пансионерском ст. Л. синтезировались несколько традиций. Прежде всего, значительно влияние на юного поэта различных произведений А.С. Пушкина, реминисценции из которых вполне узнаваемы — это и мотив бессонницы, погружающей поэта в горькие воспоминания (ср. «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…»); и образ «мелькающей» перед мысленным взором поэта тени возлюбленной (ср. сходный мотив в финале «Бахчисарайского фонтана»: «Чью тень, о други, видел я…»); строка «где вы, души моей царицы» восходит к А.С. Пушкину: «Для вас, души моей царицы» [IV; 9].

Антологическая традиция, окрашивающая колорит ст. («Над яблоней мой тирс и с лирой золотой / Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья!», «звук… задумчивой цевницы» [I; 27] и др.), могла усваиваться Л. и через посредство поэзии К.Н. Батюшкова. «Гений» здесь — образ, восходящий к мифологическим представлениям о личном духе человека, духепокровителе, благодаря которому человек постигает истинное предназначение своей жизни: любовь и вдохновение («Дай раз еще любить! / Дай жаром вдохновений / Согреться миг один <…>» [I; 27].

Композиционно ст. состоит из двух частей, и если в первой преобладают мотивы пушкинской элегической школы и антологические мотивы, связанные с традицией Батюшкова, то далее, с постепенным погружением лирического героя в мир прошлого — воспоминания — развиваются романтические мотивы: печаль, неотвратимость рока и покорность судьбе, память и забвение; «месяц <…> свидетель молчаливый» [I; 28] — окрашивает колорит этой части ст.

По мнению биографов Л., в ст. «К Гению» отразилось увлечение поэта С.И. Сабуровой.

Лит.: 1) Вацуро В. Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература, 1964. — № 3. — С. 46–50.

Т.А. Алпатова