== «К N. N. ==*» («НЕ ИГРАЙ МОЕЙ ТОСКОЙ…») (1829).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. II. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 42. Адресат ст. не установлен; существует предположение, что оно могло быть связано с юношеской влюбленностью Л. в сестру своего товарища по университетскому благородному пансиону С.И. Сабурову (см.: «К ***» («Глядися чаще в зеркала») и т.о. обращено к ее брату, М.И. Сабурову (ср. ст. «Посвящение. N. N.» и «К N. N.» («Ты не хотел!..»).

Юный поэт в этом ст. осваивает ритмико-интонационный и стилистический строй любовной лирики, что проявилось в увлечении яркой и несколько мелодраматичной образностью («сердце (Бог тому судья) // Жмет неведомое бремя…», «муки, угрызенья», «злобный рок…» и т.п.). В психологическом рисунке заметна особенность, обозначенная еще А.С. Пушкиным в размышлениях о собственной поэме «Бахчисарайский фонтан»: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама» («Опровержение на критики») [3]:

Я хладею и горю,
Сам с собою говорю;
Внемлю смертному напеву;
Я гляжу на бег реки,
На удар моей руки,
На поверженную деву!.. [I; 50].

Лит.: 1) Вацуро В.Э. Пушкинские литературные жесты у М.Ю. Лермонтова // Русская речь, 1985. — № 5. — С. 17–21; 2) Найдич Э., [Комментарии] // М.Ю. Лермонтов, Избр. произв.: В 4-х т. — М. — Л.: Советский писатель, 1964. — Т. 1. — С. 668, 669; 3) Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1959–1962. — 6420 с.

Т.А. Алпатова