«ПОЭТ» («ОТДЕЛКОЙ ЗОЛОТОЙ БЛИСТАЕТ МОЙ КИНЖАЛ...») (1837).

Черновой автограф с карандашными поправками — ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки). Черновик содержит имя тифлисского оружейного мастера Геурга Елизарашвили, о котором Л. мог слышать в Тифлисе в 1837. Впервые опубликовано в «Отечественных записках» 1839. № 3. С. 163–164.

«Поэт» — одно из самых ярких ст. Л. (1838), посвященных раскрытию роли и назначения поэзии в противоречивом мире человеческих отношений. Тема поэта постоянно привлекала Л., варьируя во многих произведениях раннего периода («Поэт», 1829; «Гению», 1829; «Русская мелодия», 1830 и др.).

В данном ст. она получила во многом итоговый и в то же время «взрывной» характер. Это объясняется по меньшей мере двумя обстоятельствами. В первую очередь, осознанием «сиротства» русской литературы после гибели на дуэли А.С. Пушкина. Во-вторых, — новым взглядом на поэзию, при котором она призвана «звенеть в ответ речам обидным, воспламенять бойца для битвы». Все эти свойства, гипотетически связываемые прошлым, утрачены, по мнению Л., русской поэзией послепушкинской поры. Т.о. устанавливался новый качественный уровень, на который лишь предстояло подняться русской литературе, опираясь на достигнутые результаты в прошлом. По этой причине лермонтовское ст. «Поэт» на многие десятилетия определило программные линии (такие, как гражданственность, ответственность за поэтическое слово) русской поэзии, реализуемые в разной степени и направлениях в творчестве крупнейших русских поэтов последующей поры (Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин).

В ст. сказались высшие достижения русской поэзии и со стороны художественной формы. Оно построено по принципу развернутого сравнения, в первой части которого дано аллегорическое описание кинжала с его славным прошлым («наследье бранного Востока наезднику в горе служил он много лет» [II; 118]) и бесполезным настоящим («игрушкой золотой он блещет на стене» [II; 118]). Во второй части раскрывается судьба поэзии «в наш век изнеженный», когда поэт изменил своему назначению, утратив «власть, которой свет внимал в немом благоговенье».

Лексика ст. отличается яркой образностью и наглядно передает, с одной стороны, силу лермонтовского осуждения, с другой, — романтическую приподнятость в характеристике достоинств истинной поэзии («бывало мерный звук твоих могучих слов — воспламенял бойца для битв» [II; 118]).

Лит.: 1) Миллер О.В. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») // ЛЭ. — С. 441; 2) Никитина Л.М. Тема поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова // «Труды объединения кафедр литературы вузов Сибири и Д. Востока». — Кемерово: ИРГО, 1960. — Т. 1. С. 82–84.

Л.И. Шевцова