«ПОТОК» («ИСТОЧНИК СТРАСТИ ЕСТЬ ВО МНЕ…») (1830–1831).

Автограф неизв. Сохранилась писарская копия с авторской правкой (ИРЛИ, тетр. XX); 1-я строфа зачеркнута. Впервые опубликовано: «Северный вестник», 1889, № 1, отд. 1, с. 9.

В центре ст. — живописно-поэтический образ водного потока, «источника страсти» и жизни, соотносимый с душой лирического героя. Подобный иносказательный образ имел в русской предромантической и романтической литературе обширную традицию, наиболее значительные «вехи» в развитии которой представляли Г.Р. Державин («Ключ», «Водопад» и др.) и В.А. Жуковский («Море»). В свою очередь, поэтические уподобления жизни во всех разнообразных проявлениях (страсти, энергии, вдохновения, непостижимых глубин души и др.) водной стихии были связаны с характерным для мифологического сознания синкретизмом; по мысли А.Н. Веселовского, в каждом случае устойчивой поэтической символики в основе ее лежит изначальная мифологическая параллель: «этот образный синтез… продолжается в поэзии, но переносится уже на почву личности» [3]. Предметно-образный ряд, связанный в ст. Л. с семантикой водного потока, совмещает в себе мифологическую, эмблематическую и в конечном итоге символическую природу; заключенная в нем связь «поток — жизнь души человека» несомненна, как в эмблеме, однако в ней заключена бесконечная изменчивость (от «небесного лика» прозрачной поверхности до необъяснимой энергии «быстрого тока», что «воротит и крутит песок…», ежеминутно замутняя то, что казалось предельно ясным), как таковой «смысл» поэтического уподобления однозначно не определим, что делает юношеское ст. предвестьем будущих поэтических шедевров Л., построенных на эмблематико-символическом, мифологическом синкретизме («Парус», «Утес», «Тучи», «Волны и люди», «На севере диком…» и мн. др.).

Ст. положил на музыку В. М. Иванов-Корсунский [7].

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. «Поток» // ЛЭ. — С. 438; 2) Голованова Т.П. Наследие Лермонтова в поэзии ХХ в. // Русская советская поэзия. — Л.: Наука, 1972. — С. 99; 3) Веселовский А.Н. История эпоса. — СПб.,1882. — С. 14–15. 3) Мурьянов М. Ф. Время (понятие и слово) // Вопросы языкознания. 1978. — № 2. — С. 65; 4) Полукарова Л.В. Символический мир в лирике М.Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. № 14. — С. 12–27; 5) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Воронежский пед. ун., 1973. — С. 390; 6) Хетсо Г., Несколько замечаний о лексике стихотворений М.Ю. Лермонтова // Scandoslavica, 1973, t. 19, s. 49–56; 7) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова