«ПУСТЬ Я КОГО-НИБУДЬ ЛЮБЛЮ...» (1831).
p. Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 11 (тетрадь XI), л. 30 об. (в автографе первоначально ст. состояло из трех строф и было озаглавлено «Стансы». Затем заголовок, строфы 1 и 3 были зачеркнуты автором). Копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 42 об. Впервые опубликовано в Соч. под ред. П.А. Ефремова (т. 2, 1880, С. 253).

Юношеское ст. Л. (1831), проникнутое «сумрачной тональностью», а «чувства безнадежности и одиночества» [4; 455] в любви, воспринимаемой как враждебная сила, способная как спасти, так и погубить лирич. героя, становятся лейтмотивом всего ст.:

Пусть я кого-нибудь люблю,
Любовь не красит жизнь мою.
Она, как чумное пятно [I; 236].

Несмотря на небольшой объем произведения, в нем выражено глубоко осмысленная философия любви: романтический мотив жара души, растраченного в пустыне горестного одиночества среди людей, расширяется в масштабный образ лирического героя, сопоставимый с Богом:

Живу — как неба властелин —
В прекрасном мире — но один. [I; 236].

Мир «прекрасный», потому что в нем живет любовь: лирич. герой, противопоставляя себя этому миру, не находит счастья в любви. Испытав муки безответной любви, вероломство и, возможно, предательство, сердце поэта, сгорающее в огне земных страстей, не может не любить, хотя любовь для него — проклятье. Мотив утраты звучит мощным аккордом в финальных строках, маркирующих бездну человеческого одиночества. Ст. построено на антитезах: любовь — ненависть, «прекрасный» мир — «сумерки души» лирич. героя, добро и зло. Герой осознает себя игрушкой злых сил («враждебной силою гоним» ), и хотя, эта сила не персонифицирована в образе демона (См.: «Мой демон» — 1829; «Мой демон» — 1830 —1831 ), свою деструктивность она в произведении не утрачивает. Любовь в поэтическом мире Л. хрупка и беззащитна перед силами зла, кот. приносят печаль и страдания, слезы и муки: герой как будто балансирует между радостью и горем. Несмотря на то, что поэт почти не знает счастливой любви, она является аксиологическим ядром его личности. В ст. «1831-го июня 11 дня» (1831) поэт скажет: «Я не могу любовь определить,/Но это страсть сильнейшая! — любить/Необходимость мне…» [I; 180] )».

Т.о., в индивидуально — авторской картине мира Л. любовь выступает как противоречиво сложное, многоликое и одновременно освященное небом чувство глубокой сердечной привязанности, зачастую несущее ему страдание и муку, но, вместе с тем, дарующее минуты кратковременного счастья. В ранней лирике мотив несчастной любви доминирует над мотивом счастья, расставляя не только романтические, но нравственно — философские акценты в поэтической системе координат классика.

Лит.: 1)Бурцева Е А. Любовная лирика. М.Ю. Лермонтова// Литература в школе. — 2010. — №11. — С. 10–13; 2)Владимирская Н.М. Метафизика любви в лирике М. Ю. Лермонтова // Художественный текст и культура Тезисы докладов на Междунар. конф. — Владимир, 1997. — С.28–30; 3)Головач К.Ю. Особенности концептуализации любви в индивидуально — авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Автореферат. дис… канд. филол. наук — Архангельск, 2012 — 18 с.; 4) Голованова Т.П. «Пусть я кого — нибудь люблю…»// ЛЭ — C. 455; 5) Головинова Н.В. Концепт «Женщина» в индивидуально-авторской картине мира М.Ю. Лермонтова: особенности парадигматики [Электронный ресурс] // Конференция: [сайт] / Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово, 2001– 2012.URL: http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=12809&table=papers_fi le&type=1&conn=confDB (01.10.2012); 6)Демиденко Е. Важнейшие мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова: тема Родины ; тема поэта и поэзии; мотив одиночества; своеобразие любовной лирики]: готовимся к сочинению// Литература — Первое сентября. — 2004. — № 19. — С. 7–11; 7) Каштанова Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (аспектный анализ). — Дис… канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. — 231 с.; 8)Кузнецова А.В. Концепт счастье в семантич. пространстве лирич. поэз. М.Ю. Лерм // Русская словесность — 2003. — №7. — С. 28–32; 9)Кормилов С.И. «Я говорю с подругой юн. дней…» // Кормилов С.И. Поэзия Лерм. — М., 2004. — 128с. — С. 66–70; 10)Мазниченко Е.В. Блок и Лермонтов: к вопросу о женском идеале // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. — 2013. — № 72. — С. 40–43; 11)Москвин Г.В. Запрос любви (источник и энергия прозы М.Ю. Лермонтова)// Вестник МГПУ. Сер. «Филология» — С. 57–69; 12)Очман А.В. Женщины в жизни М. Ю.Лермонтова. М., 2008. — 224 с.; 13)Пугачев О.С. Полисемантичность феномена любви в лирике М.Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. — Тарханы (Пензен. обл.), 2000. — Вып. 11. — С. 48–62; 14)Резник Н.А. Женский идеал в лирике М.Ю. Лермонтова: (к вопросу о национальных истоках творчества поэта) // Литературные отношения русских писателей XIX — начала XX в. — М., 1995. — С. 113–122; 15) Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времен). — М.: Молодая гвардия, 1989. — 448 с.; 16)Савинков С.В. “Что значит красота?”: Образ “чудной девы” в лирике Лермонтова // Восток — Запад: пространство русской литературы и фольклора. — Волгоград, 2006. — С. 734–740; 17)Старостин Б.А. Мотивы (Любовь)// ЛЭ. — С. 308–310; 18)Соловьев B.C. Любовь // Энциклопедический словарь. — Т.35. СПб: Терра, 1991. — 480 с. — С. 216–217; 19)Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. — М.: Республика, 1999. — 464 с.; 20) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. — Л.: Гос. изд., 1924. — С. 54–55.

О.В. Сахарова