«ТРОСТНИК» (1832).

Автограф —ИРЛИ, оп. 1, № 21а (казанская тетр.), л. 10. (ст. разделено на октавы). Копия Хохрякова с ошибками — РНБ, собр. рукописей Лермонтова, № 64, лл. 26–27. Впервые опубликовано: газ. «Саратовский листок» за 1875 г. № 246 от 16 ноябр. Датир.1832 г. дана по нахожд. в казанской тетр.

В ранней балладе Л., состоящ. из шести октав, написан. трехсложн. ямбом, (полож. на муз. К.Д. Агренев-Славянский, Ю. В. Кочуров, С. И. Потоцкий) открыв. «балладный цикл 1832 года», [22; 581] «с возрастающей интенсивностью;… ощущаются черты сказа и стилизации»: автор опирался на поэтику как народн. баллады в целом, так и на поэтич. творч. св. предшествен. [5; 161] (напр., баллада Ф. Шиллера «Ивиковы журавли» в перев. В.А. Жуковского, а самая фраза «ивиковы журавли» стала греч. поговоркой, означ. преступление, раскрытое посредством божествен. вмешательства; баллады А.С. Пушкина, И. Козлова, В.К. Кюхельбекера, К.Ф. Рылеева). Л. использует «архаичн. сюжетный мотив, основанный на метаморфозе: душа убитого переселяется в выросшее из его тела растение» [22; 581], «широко известный русским сказкам… о чудесной дудочке, вырастающей над могилой убитой сестры (или брата) и обличающей убийц» [23; 21]. Балладно — фольклорн. мотив погублен. молод. жизни девушки–сироты, кот. обижала злая мачеха («У мачехи в темнице / Я некогда цвела,/ И много слез горючих/ Невинно я лила… » — [I; 64] ) становится доминатным в общем сюжетном повествовании. Страдания «души младой» и ее горькая сиротская доля вызыв. у чит. трепетн. сочувствие (ст. стало народн. песней). В ст. Л. «о злодеянии узнает «рыбак веселый» — лицо случайн. и беззаботно-равнодушн. к чужой драме, а главн., самый факт загублен. жизни непоправимо трагичен и жертву нельзя утешить, даже обнародовав тайну ее гибели» [22; 581]. В произв. отчетливо звучит мысль, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» (Лк.8: 17). Поэт верил, что есть «Божий суд», когда Господь откроет все человеч. тайны и перед людьми, и перед Ангелами. Тот факт, что злодеяние «сынка любимца» мачехи остается необнаружен. позв. говорить о нравственно-этич. основе сюжетн. повествов. Звучание «оживленного», говорящего тростника вызывает ассоц. с аккордами человеч. души и тембром женск. голоса: такому эффекту способ. «включение» в творчестве музыкальн. акт дыхания живого человека (рыбака). Звук рыбацкой флейты, в кот. переселилась душа несчастн. девушки, становится символом трагич. судьбы героини. Худ. особен. Л. баллады явл. нравственно-этич. взгляд на чел., при изобр. трагич. событий и их драматич. финала, сочет. песенно-лирич. рассказа с. разрешаем. конфликтом в рамках семейно-бытового сюжета. В л. балладе приобр. важн. знач. философ. антиномия красоты и смерти; красота связана с категорией смерти: девушка гибнет именно из-за св. красоты. Сюжет в Л. бал. пунктирно намечен, а образы героев (рыбак, дева, мачеха и ее сын) не имеют развернутых характеристик. Так, автор, схематично намечая ход событий и фрагментарно его воспроизводя, следует законам балладного жанра. Действие сосредоточено на одном эпизоде–убийстве девушки, авторское вмешательство в сюжет отсутствует: лирич. переживания выражены героиней, а не автором. Ст. Л. явл. «попыткой фольклоризации литературного жанра» (Ермоленко С.И.), он, усиливая в произ. лирич. окрашенность, предельно сжимает сюжет, что делает его балладу лаконичной и музыкально выразительной, при этом сохраняя дистанцию авт. по отн. к изображаемому. Т.о., ст., отмеч. поэтикой «жестокого» сюжета, «сказочно-фантастич. оформлением загадочн. житейск. драмы, свертыванием повествоват. сюжета до песни-рассказа в устах гл. персонажа, чутким воспроизведением народно-анимистич. представлений» [22; 581] станов. народн. балладой.

Лит.: 1)Андреев Н.П. Песни-баллады в рус. фолькл.//Рус. фольклор. Эпич. поэзия. — Л.: Сов. писат., 1935. — 576 с.; 2)Балашов Д.М. Истор. разв. жанра рус. баллады. — Петрозаводск: Карел. кн. изд., 1966. —72 с.; 3) Вакуленко А.Г. Эволюция «страшной» баллады в творч. рус. поэтовромантиков XIX — нач. XX в. (от В.А. Жуковского до Н.С. Гумилева): Дис… канд. филол. наук. — М., 1996. — 207 с.; 4)Власенко Т.Л. Типология сюжетов рус. романтич. баллады.//Проблемы типологии литературн. процесса. — Пермь, 1982. — С. 20–29; 5)Вацуро В.Э. Жанры поэзии Лермонтова//ЛЭ. — С. 160–162; 6)Гаспаров М.Л. Баллада //Литератур. энц. словарь. — М., 1987. — С. 44–45.; 7)Гринберг И. Три грани лирики: современ. баллада, ода и элегия. — М., 1975. — 408 с.; 8)Душина Л.Н. Поэтика рус. баллады в период становл. жанра. Автореф. дис…. канд. филол. наук. — Л., 1975. —19 с.; 9)Ерофеев В.В. Мир баллады.//Воздушн. корабль. Литер.. балл.– М.: Правда, 1986. — С.3–16; 10)Ермоленко С.И. Баллада М.Ю. Лерм. в истории рус. балладн. жанра. Дис…канд.филол. н. Сведловск, 1983.– 221 с.; 11)Жигачева М.В. Эволюц. жанра баллады в рус. поэзии 60–80-х гг. XX века. Дис…канд. филол. наук. — М., 1993. — 197 с.; 12) Иезуитова Р.В. Из истории рус. баллады 1790-х —перв. пол. 1820-х гг. (Жуковский и Пушкин): Автореф. дис…. канд.филол.наук. Л., 1966. — 19с.; 13)Иезуитова Р.В. Баллада в эп. романтизма.//Рус. романтизм. — Л.: Наука, 1978. — С.138–163; 14)Копылова Н.И. Фольклоризм композиции рус. литер. баллады 1-й трети XIX в. // Вопр. поэтики лит-ры и фольклора. — Воронеж, 1976. — С.115–116; 15)Кравцов Н.И. Славян. народн. баллада // Кравцов Н.И. Проблемы слав. фольклора. — М.: Наука, 1972. — С.176–199; 16) Лагутов В.Б. Жанр истор. баллады в рус. поэз. 1790-конца 1830-х гг. XIX в. Дис…. канд. филол. наук. — М., 1972. — 179 с.; 17) Линтур В.П. Баллад.песня и обряд. поэз.//Рус. фольклор, 1966. — Т. 10. — С. 228–236; 18) Левченко О. А. Сюжеты рус. романтич. баллады // Стилистич. анализ худож. текста: Межвуз. сб. научн. тр. / Смолен. пед. ин-т. — Смоленск, 1988. — С. 108–111; 19)Мартыненко О.П. Элементы фольклора в лирике Лермонтова: (Баллада «Тростник») // М.Ю. Лермонтов: Проблемы типологии и историзма. — Рязань, 1980. — С. 43–47; 20) Немзер А. Баллада//Литер. учеба. — 1980. — № 6. — С. 219–221; 21)Путилов Б.Н. Славянская историч. баллада. — М.;Л.: Наука, 1965. — 176 с.; 22)Роднянская И.Б. «Тростник» //ЛЭ. — С.581–582; 23)Русская баллада. Предисл., ред. и прим. В.И. Чернышева; вступ. ст. Н.П. Андреева. — Л: Сов. писат., 1936. — 502 с.; 24)Скобелева М.Л. Динамика пародии в лир. М.Ю. Лерм.: освобожд. от балладн. канона//Изв. Урал. гос. универс. Сер.2. Гуман. науки. — 2009. — №1/2 (63). —С.113– 122; 25)Сеченых И.А. М.Ю. Лермонтов и его баллада «Тростник» (1832) в контексте религ. —мифологич. опыта//Литерат. отношения рус. писателей XIX — нач. XX веков: Межвуз сб. науч. тр./Моск. пед. ун—т. — М.,1995. — С.106 —113.

О.В. Сахарова