«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»==

— преобразована из «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”» в 1840-м г., изд. в Петербурге до 1849 г. с разной периодичностью (от 1 до 3-х раз в неделю). В 1840 г. выходила под ред. А.А. Краевского, с 1841 по 1843 г. её изд. и ред. Ф.А. Кони. В 1844 г. изд. стал А.И. Иванов, ред. — Краевский, в 1846 его сменил Н.А. Полевой. Со смертью Полевого (1846) изд. временно прекратилось.

В 1847 г. «ЛГ» была восстановлена Краевским, лит. ред. был приглашён В.Р. Зотов, ставший в 1849 г. и изд. В «ЛГ» публиковались А.В. Кольцов, В.И. Даль, Н.А. Некрасов, В.А. Соллогуб, В.Ф. Одоевский (Пуф), В.Г. Бенедиктов. В 1840 г. в ней появилось ст. Л. «И скучно, и грустно…» (№ 6, стлб. 133).

Со страниц «ЛГ» Краевского в защиту Л. активно выступал В.Г. Белинский. В небольшой заметке «Герой нашего времени» (1840, №42, стлб.978–980), отсылая читателей к обширной статье в «Отечественных записках» (кн. 6, 15 июня), критик дал роману краткую характеристику, замечая, что его отличает «художественная полнота и целостность, оригинальность и самобытность вымысла» (1840, №42, стлб.979), особенной же «поэтической истины» исполнен образ Кавказа — этой «сокровенной мысли природы» (Там же, стлб. 979– 980). В статье «Журналистика», появившейся в следующем номере (1840, №43, стлб. 993–1005), Белинский выступил с резкой критикой в адрес «Сына Отечества», не в последнюю очередь связанной с оценкой творч. Л. Белинский язвительно высмеял пренебрежительные отзывы Полевого о Л., заметив, в свою очередь, что в том немногом, которое написал Л., видно «огромное, могучее дарование» и что «из молодых поэтов нет ни одного, который бы так много обещал в будущем, как Лермонтов» (Там же, стлб. 995).

В период редакторства Кони отзывы о Л. сократились и перестали быть дружелюбными. Раннее творчество Л., ст. и драма «Маскарад» (1843, № 9), как и позднее ст. «Валерик» (1843, №1), подверглись довольно резкой критике. «Валерик», ошибочно названный в «ЛГ» последним ст. Л., по мнению анонимного критика, был просто «неудачной» попыткой подражания Пушкину и «далеко уступал» всем известным ст. Л. (1843, №1, стлб.15).

С возвращением «ЛГ» к Краевскому, в ней вновь появились горячие отзывы о Л. Поэт был назван «истинным сыном своего времени», на всех творениях которого «отразился характер настоящей эпохи, сомневающейся и отрицающей» (1844, №1, с. 14). Подчеркивались реалистические черты в произведениях Л., источником которых, было «сочувствие ко всему современному, глубокое чувство действительности». Указывалось влияние творчества Л. на русскую литературу, отразившееся, в частности, в «Параше» И.С. Тургенева (1844, №1, с.14). «ЛГ» при участии Белинского снова включилась в активную полемику с «Библиотекой для чтения» и «Сыном Отечества», защищая худож. наследие Л. от «нападок» враждебно настроенной критики (1844, №11, с. 197).

С переходом «ЛГ» к Полевому, а затем к Зотову, Л. перестало уделяться внимание на страницах газеты. Появлялись только единичные упоминания о поэте, например, о том, что «два тома сочинений его продаются целковым дороже обыкновенной цены» (1847, №44, стлб. 697).

Лит.: 1) Афанасьев В.В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991 г. — 560 с; 2) Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — Т. 34. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1896. — С. 785; 3) Мордовченко Н.И. Лермонтов и русская критика 40-х годов // «Лит. наследство», 1941. Т. 43–44. — С. 745–796; 4) Сандомирская В.Б. «Литературная газета» // ЛЭ. — С.264.

Ю.Н. Сытина