«МАЯК»== —

ежемес. журнал, изд. в Петербурге с 1840 по 1845 гг. под ред. С.А. Бурачека (до апр. 1841 г. при участии П.А. Корсакова (1790–1844), члена петербургского цензурного комитета, переводчика нидерландской средневековой поэзии). Изначально журнал полностью назывался «Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов русских и иностранных», но в 1842 г. он был переименован в «Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской». В «М.» появлялись произведения А.С. Хомякова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Полевого, Т.Г. Шевченко, Н.Ф. Щербины. Журнал придерживался консервативной линии, худож. произв. оценивались в нем строго через призму христианских догматов. «Наконец, благодаря Богу, явилось у нас издание книги, в которой говорят прямо, что без религии не может быть и хорошей литературы», — писал Н.М. Загоскин в опубликованном в «М.» письме к Корсакову (1840, ч.7, с.102).

Произв. Л. посвящены две статьи Бурачека, появившиеся в «М.» в 1840 г. На роман Л. критик откликнулся обширной ст. «”Герой нашего времени” М. Лермонтова» с подзаголовком «разговор в гостиной» (1840, ч.4, гл.4, с.210–219). Ст. носила открыто полемический характер, содержала нередко искаженный, пародийный пересказ романа. Бурачек вкладывал в слово «герой» буквальный смысл и судил о Л. как о человеке, для которого Печорин действительно являлся образцом для подражания. Все сентенции и софизмы Печорина Бурачек однозначно приписывал Л., полностью соотнося героя с его создателем. По-видимому, именно о Бурачеке Л. написал в предисловии ко второму изданию романа: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени» [VI; 202].

Признавая, что «внешнее построение романа хорошо, слог хорош» (1840, ч.4, гл.4, с.210), Бурачек решительно отказывал Л. в психологизме и какой бы то ни было глубине осмысления действительности. Герои романа (все, кроме Максима Максимыча, казались ему глубоко отрицательными) представлялись критику настолько безжизненными и эгоистичными, настолько лишенными духовного начала и погрязшими в одном «душевном» (Там же, с. 218), что это «психологически невозможно» (Там же; 217). Бурачек не призывал «убаюкивать читателя одними добродетельными» (Там же, с. 212) картинами, однако считал, что роман Л. служит не порицанию, но эстетизации и оправданию зла и что Л. «клеветал на целое поколение людей, выдавая чудовище, а не человека, представителем этого поколения» (курсив — Бурачека). (Там же; 213). Обвиняя Л. в культивировании своего Я и пропаганде печеринского отношения к жизни, Бурачек большую часть вины накладывал не столько на самого Л., сколько на «болезнь современного искусства» — «романтизм» (Там же, с. 210). Рассматривая «Героя нашего времени» как образец новейшей безнравственной литературы, Бурачек противопоставлял ему роман А.П. Башуцкого «Мещанин» (1840, ч.5, гл.4), в кот. «удачно соблюдены все условия истинного романа» (Там же; 219).

Свою «теорию Прекрасного» (1842, т.1, гл.4, с.62). Бурачек развивал в другой ст., посв. творчеству Л., — «О стихотворениях М.Ю. Лермонтова» (1840, ч.12, гл.4. С.149–171). Эта ст. была написана в совершенно ином, дружеском тоне и имела говорящий подзаголовок: «письмо к автору». В ней Бурачек пытался убедить Л. в губительности суждений и эстетических воззрений современных литераторов (прежде всего, критиков «Отечественных записок» и «Северной пчелы»).

Бурачек назвал Л. первым поэтом среди «нынешних» и дал высокую оценку его ст.: «Стих славный, стальной: он гнется, и упруг, и звучит, и блестит отражением мысли» (Там же; 152). Однако чем более совершенной казалась Бурачек форма ст. Л., тем преступнее в глазах критика выглядело недостойное их содержание, продиктованное, по мнению Бурачека, пагубным влиянием романтизма, с характерным для него засильем «безумного, пустого» «Я» (Там же; 150), земного и эгоистичного, исполненного бунта и своеволья. Отражение этого «Я» Бурачек видел в ст. Л. «Дума», «И скучно, и грустно…», «Русалка» и др. Резко отрицательно отозвался Бурачек о «Мцыри» и «Песне про царя Ивана Васильевича…». Критик упрекал Л. в искаженном понимании свободы как диктатуры своего Я, а не христианского смирения и «полной зависимости от воли Божией» (Там же; 164).

Совсем иначе оценивал Бурачек духовную лирику Л. Обе «Молитвы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ветка Палестины» казались критику вершинами отечественной поэзии. «Скажите же, кто вам мешает <…> всегда видеть в небесах Бога — и мирить своих собратий с Богом, с жизнию, с людьми?» (Там же; 164), — вопрошал Л. Бурачек. Критик «Маяка» искренне хотел быть наставником поэта, «передать» ему свое «убеждение» (Там же; 158), буквально заклиная Л. прислушаться к своим сужденьям.

Полемику с современной литературой и Л. Бурачек продолжил в повести «Герои нашего времени», появившейся в «Маяке» (1845, ч.19). Это произв. пронизано дидактизмом, религиозными нравоучениями и направлено на развенчание низких и безнравственных светских людей. Отрицательные персонажи называются автором «героями нашего времени», подчеркивается их нелюбовь к «русскому: грамматике, истории и богословию» и увлечение, наравне с танцами, «Батюшковым, Пушкиным и Лермонтовым» (1845, ч.19, с.104). Большое место в повести занимают споры о литературе, тяготеющие к публицистике, в которых доказывается губительное и развращающее влияние западноевропейской эстетики на русскую культуру и упадок современной отечественной словесности.

Другие критики «М.» не обращались к разбору произв. Л. В журнале есть только отдельные нелестные упоминания о поэте, его «софистических мнениях» и «пристрастии к преображению мертвой и холодной действительности» (А. Мартынов, Критика // Маяк, 1845. ч.19, с.6).

Лит.: 1) Гершензон Д.Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Гослитиздат, 1941. — С. 589–616; 2) Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Издво Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2002. — С. 8–50; 3) Мархинин В. Генерал-лейтенант С.О. Бурачек [Электронный ресурс] // URL: http:// basiliobasilid.livejournal.com/22509.html (дата обращения: 21.11.2012); 4) Мехтиев В.Г. Журнал «Маяк»: Духовная полемика с эстетическими идеями журналистики и романтизмом М.Ю. Лермонтова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. — 208 с.; 5) Найдич Э.Э. «Герой нашего времени» в русской критике // Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Изд. подгот. Б.М. Эйхенбаум и Э.Э. Найдич. — М., Изд-во АН СССР, 1962. — С.163–171.

Ю.Н. Сытина