«ИСПОВЕДЬ» (1830–1831).

Поэма. Авторизов. копия хранится в ГАРФ (бывш ЦГАОР), архив Якушкиных, № 279, № 1016 (заглавие: «Отрывки из поэмы «Мцыри»»), лл. 1–3. Черн. автогр. – ИРЛИ, оп. 1, № 26 (отдельный листок). Список В.X. Хохрякова хранится в ИРЛИ, оп. 4, № 26 (тетр. II), лл. 2 об.–5. Список Хохрякова сделан с авториз. копии, в кот. отсутствовал первый лист со стихами 1 – 60. Стихи 61 – 195 расположены на лл. 3 об. – 5. Стихи 196–226 на лл. 2 об. – 3. Местонахождение авторизован. копии остается неизвестным (см. Соч. изд. «Academia», Т.3, 1935, – С. 564). Вп. было опубл. П.А. Висковатовым в журн. «Рус. старина» за 1887, (т. 56, № 10, стр. 112–119) с неб. отклон. от осн. текста.

Явл. ран. романтич. поэмой Л. (1830–31), кот. сост. «из семи главок; пять из них – исповедь героя, две обрамляющие – авт. повествование»; написана 4-стопным ямбом. Вариант втор.строки поэмы («Шумел, бежал Гвадалкивир», где посл. сл. явл. гидронимом) – прям. заимствование из ст. А.С. Пушкина «Ночной зефир струит эфир…» на испанскую тему [20; 345]. В произв. «ослаблено сюжетн. начало, на передн. плане раскрытие психологии героя» [18; 202]. Монологич. форма исповеди, кот. занимает больш. часть произв., кроме пейзажн. вступления и финальн. гл. (главы со II по VI), позволила Л. с наиб. полнотой создать психологич. портрет героя и показать его пламен. страсть, ставшую причиной его духовно–нравствен. трагедии. Исповедь монаха является важным сюжетообразующим элементом поэмы: Л., следуя эстетике романтизма, изобразил св. героя, «отшельника молодого», кот. выразил романтич. мироощущение личности, противостоящей миру, что давало ему возможность осознать собств. значительность и внутрен. мощь. В поэме Л. набросал первые штрихи к портрету будущ. героя поэмы «Мцыри»: он рассказал о молодом испанском монахе, заключён. в монастырск. тюрьму. Хотя герой «оказывается в монастыре не по своей воле, а в результате проступка и последовавшего наказания» [Ходанен], автор не осуждает его за него, а со всем св. юнош. максимализмом, осуждает мир «Для счастья чуждый, полный злом» [III; 86] за жестокую и бесчеловечн. попытку убить любовь двух чистых душ: если герой «свежий, пылкий, молодой», то «Как херувим, она была/Обворожительно мила» [III; 89]. Поэтич. сравнение женщины с ангелом характерно и для ран. любовн. лирики Л.: способн. любить – это сакральн. свойство человеч. души.

Романтич. герой поэмы существует в двух бытийн. сферах: в мире профанном и в мире любовных фантазий, ощущая свою связь с бесконечностью и вечностью, кот. для него заключена в любви как центре его вселенной. Его проступок, называемый им грехом, («мое страданье, мой позор») состоит в том, что он полюбил монахиню (этот сюжет будет развит в ран. редакциях поэмы «Демон»), кот. в финале умирает от чувства утраты св. возлюбленного (шекспировский мотив разлученных влюбленных). Монастырские стены загораживают его от мира живой природы, а самый монастырь становится темницей, куда не попадают солнечные лучи. Показательно сравнение героя с темничным цветком, кот. перейдет и в поэму «Мцыри». Жизненные перипетии воспринимаются героем в роковой предопределенности: «Таков был рок! – зачем, за что,/Не знал и знать не мог никто;/Но в преступленьи обвинен,/Он оправданья не искал;/Он знал людей и знал закон…» [III; 83]. Мир природы, таинственный и безучастный, выступает поэтическим фоном для драмы человеческого чувства. Трагическим аккордом звучит романтич. тема побега из неволи: «В ранних романтических произведениях бегство из монастыря не декларируется как отречение от богообщения. И хотя в основе поступков героев лежит личност. волеизъявление, романтич. протест против этич. норм и обществен. отношений, сковывающих личн. свободу, но акцент сделан не на богоборчестве, а на свободн. выборе в социуме» [28]. Исповедь героя оказывается не путем к самооправданию, и даже не актом индивидуальн. покаяния, а горестн. признанием в страстности душевн. порывов: «пламень в сердце молодом/Не остудить мольбой, постом!» [III; 86]. Наряду с внешним сюжетом о молод. узнике в поэме «проглядывает пунктирный сюжет о разлученных возлюбленных, томящихся в монастырях. Тайну имени св. героини монах, после побега осужденный монастырск. судом на смерть, не говорит даже в своей последней исповеди духовнику, зная об ожидающем его вечн. наказании»: «Я о спасеньи не молюсь, Небес и ада не боюсь» [III; 87]. Тайну своей любви он хранит в св. сердце и не может открыть ее даже под страхом смерти и вечности загробного бытия: «За жизнь, за мир, за вечность вам/Я этой тайны не продам!» [III; 89]. Герой, не только «ценит жизнь и свободу» [17; 202], но и даже «вечность рая ему не нужна, если он вновь не встретит там свою любовь» [27]: «Что без нее земля и рай?/Пустые звонкие слова, /Блестящий храм без божества!» [III; 87]. Показательно, что эти поэтич. строки затем будут повторены с некот. изменен. в поэме «Демон» в трагич. монологе падшего ангела, обращ. к Тамаре. Т.о., в ран. романтич. поэме Л. «монастырский сюжет… тонко совмещен с сюжетом узническим, хотя это пока остается на уровне отдельн. намеков и отсылок», но и это дает возможность автору [27] пунктирно наметить дальнейшее развитие замысла «И.» в поэмах «Боярин Орша» и «Мцыри».

Лит.: 1) Архипов В.М. Ю. Лерм. Поэзия познания и действия. – М.: Московский рабочий, 1965. – С. 86–88; 2) Ваховская А.М. Исповедь / Литер. энц. терминов и понятий /под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интервлак, 2001. – Стб. 320–321; 3 ) Вацуро В. Э. Поэмы М. Ю. Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / ИРЛИ. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. – Л.: Наука, 1980. – С. 525–533; 4) Голованова Т.П. Исповедь //ЛЭ. – С. 202; 5) Глухов А. И. Эпич. поэзия М. Ю. Лерм. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. – 209 с.; 6) Гинзбург Л.Я. Творч. путь Лерм. – Л.: Художественная литература, 1940. – С. 46–47; 57; 7) Дурылин С. Как работал Лерм. – М.: Мир, 1934. – С. 61–62; 64–65; 8) Дурылин С. На путях к реализму, в кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова – Сб. 1. – М.: ОГИЗ, 1941. – С. 225–226; 9) Елеонский С.Ф. «Исповедь», «Боярин Орша» и «Мцыри» М.Ю. Лермонтова//Изучение творч. истории худож. Произведений. – М.: Просвещение, 1962. – C. 94–98; 9) Зеньковский В., прот. Вера и неверие.//О вере и нравств. по уч. Правосл. Церкви. Сб.ст. – М.: Изд. Моск. Патриарх., 1991. – C. 13–18; 10) Иванова Т.А. Юность Лерм. – М.: Советский писатель, 1957. – C. 130–133; 11) Ибатуллина Г.М. Ассоциативность, рефлексия, исповедальность в структуре лирич. текста // Современ. научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Эл. ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29932 (дата обращения: 24.07.2014) ; 12) Исупов К.Г. Исповедь: к опред. термина//Метафизика исповеди. Простр. и время исповед. слова: мат. междунар. конф., 26–27 мая 1997 г. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 7–9; 13) Киселёва И.А. Творч. М.Ю. Лерм. как рел.-философ. сист.: моногр. – М.: МГОУ, 2011. – 314 с.; 14) Казанский Н. Исповедь как литературный жанр //Вестн. истории, литературы, искусства / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук; гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. – М.: Собрание, 2009. – Т. 6. – С. 73–90; 15) Ладушин И.А. Культурно-исторические истоки исповед. самосознания: автореф. дис. … канд. философ. наук. – Урал. орд. Труд. Кр. Знам. гос. ун-тет им. А.М. Горького.–Екатеринбург, 1994. – 20 с.; 16 ) Милевская Н.И. Мотив покаяния в ран. творч.М.Ю. Лерм.// Еванг. текст в рус лит. XVIII–XIX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. тр. Вып. 2.– Петрозаводск: Петразаводский ГУ, 1998. – С. 222–333; 17) Назарова Л.Н. Исповедь // ЛЭ. – С. 202; 18) Недосекина Т.А, Вацуро В.Э. (Эволюция поэтики жанра). Поэма // ЛЭ. – С. 438–440; 19 ) Пушкин А.С. “Ночной зефир струит эфир…” // Пушкин А. С. Полн. собр. соч: В 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. 2, кн.1. Стихотворения, 1817–1825. Лицейск. стихотворения в позднейш. редакциях. – 1947. – С. 345; 20) Песков А.М., Турбин В.Н. Исповедь // ЛЭ. – С. 201; 21) Пейсахович М.А. Стих юнош. поэм М.Ю. Лерм. // Вопр. рус. лит-ры. Вып.1 (16), Львов, 1971. – С. 74–76; 22) Прот. Алексий Осипов. Путем покаяния. – М., 1998. – 127с.; 23) Св. прав. Иоанн Кронштад. Душа–христианка. Созерц. и чувства хр. души. Из дневн. на 1904 год. – М. – СПб, 1997. – 256с.; 24) Свят. Отцы о Боге и вере. М., 1991. – 64 с.; 25) Уваров М. Архитектоника исповед. слова – CПб.: Алетейя, 1998. – 256 с.; 26) Уманская М.М. Лерм. и романтизм его времени.– Ярославль, 1971. – С.223 – 226 с.; 27) Ходанен Л.А.Семиосфера храма и поэтика монастырск. сюжетов в творч. М.Ю. Лерм. Эл. ресурс. Код доступа: http://russian-literature.com/ru/hodanen-semiosfera-hrama-i-poetika-monsktyrksih-sjuzhetov-v-tvorchestve-lermontova. (Дата обращ: 27.07.2014) ; 28) Шишкина А. Жизнь, лирич. исповедь и вопр. Мастерства // Нева. – 1964. – №2. – С. 181–188; 29) Щеблыкин И.П. Поэт пророчества и преодол.//Лерм.. Пенза, 1999. Вып.5. – С. 24 – 39.

О.В. Сахарова