== «КОРСАР»== (1828).

Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 1 (переплетенная тетр.). Копия хранится в ИРЛИ, оп. 2, № 33. Впервые опубликовано: в отрывках – «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. 1, – С. 11–14; полностью – Соч. под ред. Висковатого, т. 3, 1891, – С. 152–163, и Соч. под ред. Введенского, т. 2, 1891, – С. 329–336.

Ранняя романтическая поэма Л. (1828). Возможно, выбор в качестве главного героя морского разбойника определяется знакомством с поэзией Байрона (Конрад, один из его героев, также является корсаром), а также интересом к греческим корсарам и их борьбе против турок, усилившимся в российском обществе во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Можно отметить и влияние пушкинской поэмы «Братья-разбойники».

Герой ранней лермонтовской поэмы уже наделен теми чертами, которые позволяют отнести его к числу «лермонтовских людей», — вольнолюбие и мятежность. Разочаровавшись в возможности найти счастье среди людей, Корсар говорит о любви к природе, противопоставляя естественную, природную жизнь людской суете. Человек, стремящийся слиться с природой, часто встречается в ст. Л., причем не только юношеских, но и зрелых. Воздействие природы на человеческую душу, а также причины, побудившие человека искать утешения у природы, а не у других людей, — всё это занимало Л. на протяжении его творческого пути.

«История души человеческой», рассказанная в поэме «Корсар», напоминает историю последующих лермонтовских героев: «Демонический характер в изображении Л. всегда имеет одну и ту же предысторию: он начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [1; 37]. Корсар разочаровался в жизни после смерти своего брата. Он обижен на такой миропорядок, при котором не сбываются лучшие надежды юности, при котором человек вынужден терять близких. Его разочарование носит глобальный характер: после смерти брата он в принципе не верит в возможность обретения счастья и гармонии. Характерно то, что забвения, спасения от пустоты жизни Корсар ищет на море, среди сражений и бурь: полная опасностей жизнь морского разбойника не оставляет ему времени предаваться печали и бесплодным сожалениям. Образ человека, ищущего покой среди бури, — один из самых ранних в творчестве Л. и, по-видимому, один из самых важных, поскольку поэт не отказывается от него и в последующем творчестве. И.А. Киселёва связывает этот образ с христианской традицией: «Плавание на корабле можно рассмотреть и как образ богопознания. <…> Святые Отцы преодоление страстей связывают с плаваньем в бурном море» [2; 77]. Однако герой поэмы, занимаясь морским разбоем, не только не преодолевает свои страсти, но и потворствует им. Поэтому буря дает ему лишь иллюзию забвения, и Корсар это прекрасно понимает. Он чувствует упадок сил, осознает, что больше не имеет цели в жизни и может испытывать только страдания.

С одной стороны, поэма представляет собой исповедь главного героя, его субъективный взгляд на события, с другой же — описание внешности Корсара даётся как бы со стороны («бледен, худ», «потухла радость» в очах), что свидетельствует о попытке Л. изобразить своего героя не только с субъективной, но и с объективной точки зрения. Будучи не только поэтом, но и художником, он стремится к живописности в поэзии, хочет не только передать чувства, но и нарисовать образ. Это внимание к внешности останется и в дальнейшем характерной чертой лермонтовского изображения человека.

Лит.: 1) Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. – Л.: Худож. лит., 1940. – 233с.; 2) Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: Монография. – М.: Московский государственный областной университет, 2011. – 314с.; 3) Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества – М.: Наука, 1975. – 189с.

Т.С. Милованова