«ЛИТВИНКА» (1832).

Автограф неизв. Авторизов. копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21а (Казанская тетрадь). Копии хранятся в ИРЛИ, оп. 2, № 46, № 48; РНБ, Собр. рукоп. Л., № 64. Впервые опубликовано: в отрывках – Соч. под ред. С. С. Дудышкина, т. 2, 1860, с. 287–290; полностью — «Русская старина», 1882, № 12, с. 685–696, и «Русская мысль», 1882, № 12, с. 1–15.

Ранняя романтическая поэма Л. Действие происходит, по-видимому, в конце XV – начале XVI вв. на русско-литовской границе. Л. представлялась интересной необычная судьба главной героини — литвинки Клары — и проявленное ею мужество в испытаниях. Будучи похищенной русским боярином Арсением, гордая и свободолюбивая Клара втайне вынашивает план побега и мести. Характерно, что она не только мстит за личное оскорбление, но и сражается за свободу своей родины, участвуя в русско-литовской войне наравне с мужчинами. Д.Е. Максимов находит в образе Клары черты, объединяющие ее с такими лермонтовскими героями, как Вадим Новгородский и Измаил-бей.

Но вместе с тем Клара представляет собой тип «естественного человека», живущего на лоне природы и привыкшего к опасностям, и это роднит ее с другими героинями Л.: горской девушкой Зарой, воспитанной суровой природой Кавказа (поэма «Измаил-бей»), отважной девушкой-контрабандисткой в повести «Тамань».

Не меньшее место занимает в поэме и герой — боярин Арсений. В этом образе Л. было интересно показать опустошительное воздействие на человеческую душу сильных, почти нечеловеческих страстей. Чтобы добиться любви Клары, Арсений переступает через все людские законы, через чувство долга и даже через естественные человеческие привязанности. Он заточает молодую жену в монастыре, а о сыне совершенно забывает.

Глубиной психологического анализа отличается сцена гибели Арсения, который перед смертью должен еще испытать самое тяжелое разочарование: Клара, ради которой он пожертвовал всем, оказывается его заклятым врагом и в битве выступает против него. Это настолько надламывает его душевные силы, что он даже не пытается сопротивляться и безропотно позволяет себя убить. В изображении чувств своего героя Л. не прибегает к внешним эффектам: сложные внутренние переживания Арсения внешне проявляются лишь в том, что он бледнеет, но, не желая показывать эту слабость, заворачивается в плащ.

Исследователи указывали на сходство сюжета в поэме Л. «Литвинка» и «Бахчисарайском фонтане» Пушкина. Польский историк литературы Ст. Здзярский находил в «Литвинке» влияние «Гражины» Мицкевича. Некоторые стихи поэмы взяты (в несколько измененном виде) из более ранней лермонтовской поэмы «Джюлио» (1830) и из ст. «1831 июня 11 дня». Б.М. Эйхенбаум отмечал, что стихотворным размером, которым написана «Литвинка», Л. в 1830 г. пытался писать «Демона», но оставил этот замысел. Время и место действия «Литвинки», а также имя героя – Арсений – повторяются в поэме «Боярин Орша» (1835–36).

Лит.: 1) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова / Отв. ред. Г.М. Фридлендер. – М.; Л.: Наука, 1964. – 266с.; 2) Нестор (Кумыш), игумен. Тайна Лермонтова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. – 340с.; 3) Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. – Л.: Гос. изд-во, 1924. – 168с.

Т.С. Милованова