«РАИЧ Семен Егорович» (1792 – 1855),

p.родился в семье священника Е.Н. Амфитеатрова в селе Рай-Высокое Кромского уезда Орловской губернии. По традиции (его старший брат стал впоследствии митрополитом киевским Филаретом) вступил в семинарию, но, окончив ее, священником не стал — не нашел в себе призвания… Памятью о семинарии осталась ему его новая фамилия — Раич (в семинариях был обычай принимать новую фамилию). В 1810 г. он приехал в Москву и стал учительствовать — сначала в семье Шереметевых, затем Тютчевых (семь лет он жил в доме Тютчевых, с некоторым перерывом), — был наставником Федора Тютчева, будущего поэта. Одновременно учился и в университете, в 1818 г. окончил этико-политическое отделение, а в 1822-м — словесное. В 1821 г. издал свой перевод «Георгик» Вергилия с солидным приложением — магистерской диссертацией «Рассуждение о дидактической поэзии». К этому времени он прекрасно знал латинский и итальянский языки. За это же время — до 1821 г. — он успел побывать и в декабристах, — состоял в Союзе благоденствия. После 1821 г. никаких революционных склонностей не имел, его привлекали действия другого характера, литературного: так, в 1823 г. он создал собственное литературное общество. «Под моим председательством, — вспоминал он, — составилось маленькое скромное литературное общество… Члены этого общества были М.А. Дмитриев, А.И. Писарев, М.П. Погодин, В.П. Титов, С.П. Шевырев… князь В.Ф. Одоевский, А.С. Норов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Муравьев… Здесь читались и обсуждались по законам этики, которая была в ходу, сочинения членов и переводы с греческого, латинского, персидского, арабского, английского, итальянского, немецкого и редко французского» [2]. В этом же году отсюда выделилась группа молодых литераторов во главе с В.Ф. Одоевским, это был кружок «любомудров», которым мало было одной литературы, — их интересовали история и, особенно, новейшая философия…

В 1827 г. Р. стал преподавателем в Университетском благородном пансионе. Он был взят в пансион, как говорится в решении правления, «для занятия воспитанников шестого класса практическими упражнениями в российской словесности» [2]. Он руководил пансионским литературным Собранием воспитанников, первым председателем которого — еще в 1799 г. — был В.А. Жуковский. Этот кружок собирался в библиотеке пансиона, рядом с которой Р. занимал комнату. Л. не пропускал этих собраний, происходивших по субботам.

В пансионской библиотеке можно было видеть издававшиеся Р. альманах «Новые Аониды» и журнал «Галатея» (1828–1830), перевод «Освобожденного Иерусалима» Тассо и первую часть «Неистового Орландо» Ариосто. Поэзия Р., отличавшаяся особенной благозвучностью, оказала некоторое влияние на Л. Ему нравилась изощренная, прихотливая метрика стиха Р., «итальянская» музыкальность его языка. А то, что Р. Говорил своим ученикам, и говорил всегда образным, не профессорским языком, находило отзвук в душе будущего великого поэта. «Поэтический слог требует, — призывал, например, Р., — особенного, весьма немногим известного искусства — отливать привлекательные формы и творить образы предметов всегда живые, движущиеся, смеющиеся, игривые, очаровательные» [3].

Своей поэтической школы Р. не создал, но был прекрасным наставником молодых литераторов, так как обладал большой эрудицией и художественным вкусом.

К 1835–1836 гг. относится акварельный портрет Р., написанный Л., — это недавно атрибутированный «портрет неизвестного в синем сюртуке». Здесь изображен поэтически взлохмаченный, порывистый человек. Характерно, что и прозвище ему пансионеры дали совсем особенное — Нежный.

Лит.: 1) Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. — М.: Современник, 1891 (Собр. соч. под ред. Висковатого, Т. 6). — C. 39; 2) Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов: Биография, 1814–1832. — М.Ю. Лермонтов: личные и творческие связи 766 Часть II Т. 1. — М.: Гослитиздат,1945. — С. 70, 81, 83; 3) Гроссман Л.П. Стиховедческая школа Лермонтова // ЛН, Т. 45–46. М.Ю. Лермонтов. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 255–256; 4) Иванова Т.А. Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. — М.: Московский рабочий, 1950. — С. 173–176.

Мон. Лазарь (Афанасьев)