ОССИАНИЗМ

— направление в искусстве, связанное с именем Оссиана (Ossian, Oisin), легендарного воина и барда, героя кельтского фольклора. Как художественное течение О. возник в западноевропейском искусстве конца XVIII в. после публикации Дж. Макферсоном «Сочинений Оссиана, сына Фингала» («Works of Ossian, the son of Fingal», 1765) — литературной обработки фольклорного материала в сентиментально-меланхолическом и таинственно-фантастическом духе преромантизма, выданной автором за подлинные поэмы Оссиана. О. отразился в творч. таких европейских писателей, как И.-В. Гете, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер, поэты «Озерной школы», Дж. Байрон, Т. Мур, В. Скотт, Э.Д. Парни. Сильно было влияние О. и на русскую лит., присущие ему мотивы есть в произв. Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Н.И. Гнедича, Е.А. Боратынского.

Характерная черта оссианизма — суровые северные пейзажи, созвучные настроению лирического героя и соучаствующие происходящему. Горный ландшафт (отвесные скалы, неприступные вершины), стихия воды (море, реки, озера), таинственное освещение (туман, сумерки, неровный свет луны) создают тревожную и напряженную атмосферу, передают ощущение иррациональности, непостижимости и величия бытия. В земной мир вторгается потустороннее, оживают тени прошлого, полузабытой легендарной старины, появляются образы отважных воинов и вдохновенных певцов, характерной деталью пейзажа становятся руины и могилы. Лирич. герой погружается в религиозно-философскую рефлексию, в размышления о смысле жизни и бренности бытия, о прошлом и умерших героях ушедших эпох. В русской лит. в образе таинственного северного края воедино сливаются представления о Финляндии, скандинавских и кельтских культурах.

О. отразился в раннем творч. Л. Юный поэт чувствовал не только духовное, но и кровное родство с Оссианом, сознавал себя преемником легендарного северного барда, чей прах покоился «в горах Шотландии» [I; 124] — родном месте для Л., имевшего и шотландские корни («Гроб Оссиана», «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»)). Л. впитывал дух О. присущий европ. и русской поэзии того времени в целом, осваивал художественные открытия О., позволяющие передать глубоко личные для поэта мотивы одиночества, тоски по родной душе, противостояния жестокой судьбе, свободы, творчества.

Образы О. органически вплетаются в поэзию Л. благодаря созвучию внутреннего мира и переживаний поэта колориту и атмосфере таинственных северных пейзажей. Л. наполняет готовые формы собственным содержанием, подхватывая традицию, он довольно быстро освобождается от нее. Характерный для О. образ паруса, в «Челноке» (1830) Л., еще обретаемый, еще напрямую связанный с поэтикой этого течения, станет полностью лермонтовским уже в «Желании» («Отворите мне темницу…» ) и в «Парусе» (1832).

О. мотивы появляются в ранней поэзии Л. при раскрытии темы смерти и связанной с ней темы памяти («Могила бойца»), героического прошлого, легендарных личностей («Наполеон» («Где бьет волна о брег высокой…»), «Наполеон (Дума)»). Л. использует художественные открытия О., обращаясь к осмыслению истории России, фольклора древней Руси («Олег», «Песнь барда», «Последний сын вольности»), к поиску национальной самоидентичности. В этих произв. появляется и характерный для О. образ певца с арфой, в изображение кот. примешивается анакреонтическая традиция. Но уже в ранней лирике внутреннее содержание типичного О. образа наполняется Л. особым драматизмом, появляются мотивы богоизбранности певца, его силы и одновременного бессилия («Песнь барда», «Арфа», «Жена Севера»), которые получат развитие в более поздних ст. Л., посвященных теме творчества («Поэт», «Пророк»).

Лит.: 1) Алилова Д.Г. Интертекстуальность оссиановской поэзии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. — С. 3–12; 2) Васютинский В. Оссиан // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 8. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — Стб. 342– 345; 3) Вацуро В.Э. Оссиан // ЛЭ. — С. 357; 4) Елепова М.Ю. Рецепция оссианизма в русской поэзии первой трети XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. — № 2. — С. 69–73; 5) Петров Б.М. О «второй волне» российского оссианизма // Мир романтизма. 2010. — № 15 (39). — С. 133–141.

Ю.Н. Сытина