Николаевское Кавалерийское училище

p.(с 1823 по 1826 г. — Школа гвардейских подпрапорщиков, с 1826 по 1859 г. — Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, с 1859 по 1864 г. — николаевское училище гвардейских юнкеров, с 1864 по 1917 гг. — николаевское кавалерийское училище, после 1917 г. расформировано).

Привилегированное военное училище в Российской Империи, ведущее свою историю от Школы гвардейских подпрапорщиков, учрежденной в Петербурге 9 мая 1823 г. Великим Князем Николаем Павловичем (будущего Императора Николая I) в казармах лейб-гвардии Измайловского полка (набережная Фонтанки, 120), с целью дать военное образование молодым дворянам, поступавшим в гвардию без военной подготовки, и выпустить их в полки гвардейской кавалерии. За обучение и содержание вносилось по 509 руб. в год. Школу курировал лично Николай Павлович, во главе был поставлен офицер гвардии, в помощь которому назначены ротный командир и 6 офицеров. Обучение продолжалось 2 года и состояло не только из ежедневных учебных занятий (по 6 часов), но и предполагало фронтовые занятия — также ежедневно, по 2 часа. Летом обучающиеся выезжали в Красное Село для несение войсковой службы вместе с гвардией.

Число обучавшихся в учебном классе составляло 24 человека, за подпрапорщиками сохранялась полковая форма.

В 1826 г. при школе был сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, а само учебное заведение стало называться Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров — в ней обучались 192 подпрапорщика и 99 юнкеров. Школе был передан бывший дом гр. Чернышева, построенный в XVIII веке по проекту Ж.-Б. Валлена Деламота, у Синего моста на р. Мойке.

Л. обучался в Школе с 1832 по 1834 гг. О его успешно выдержанных экзаменах и поступлении известно из приказа о зачислении от 4 ноября 1832 г. Основными учебными дисциплинами, которым обучался поэт, были военные (военное дело, тактика, топография, управление, артиллерия, фортификации, право, гигиена, черчение) и общеобразовательные – Закон Божий, русский язык, иностранные языки (французский и немецкий), история, экономика, государствоведение, судопроизводство, математика, механика, физика, химия, психология. В 1870 г. в Императорскую публичную библиотеку (РНБ) П.П. Шан-Гиреем были переданы тетради с конспектами лекций самого Л. и его товарищей, в которых на полях рукою поэта оставлены записи, пометы и рисунки — это «Лекции из закона Божия» (1832), «Лекции из военного слова (по теории словесности)», «Лекции из военного устава» (1832–1834), «Лекции из судопроизводства» (1832–1834), «Лекции из географии» (1832), «Лекции из воинского устава» (1833). Тетради представляют интерес для исследователей, т.к. позволяют узнать, как складывалось мировоззрение юного поэта, что формировало его личность.

«Лекции из военного слова (по теории словесности)» представляют собой конспективные записи двух лекций, излагаемых теоретические сведения о прозаических произведениях — об описании и исторической прозе. Интересны «Лекции из воинского устава», которые поэт не только записывал, но и сопровождал собственноручными чертежами воинских построений колонн, движения войска. Лекционные записи впервые воспроизведены в собрании сочинений Л. в 10 т. (М., изд-во «Воскресенье», 2000–2001).

Настроения, царившее в свободное время, дружеские развлечения и кутежи отражены в юнкерских поэмах Л. («Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь»). В годы учебы Л. работал над пятой редакцией поэмы «Демон», романом «Вадим», написал стихотворения «Юнкерская молитва», «На серебряные шпоры», «В рядах стояли безмолвной толпой».

Жизнь Л. в Школе отражена и в графике поэта. Изображал он чаще всего кавказские виды, черкесов, делая наброски из жизни Школы, рисовал выезды в Красное Село, сделал ряд портретов и карикатур на преподавателей (Стунеев, В. И. Кнорринг и др.) и юнкеров (В.А. Вонлярлярский, Н.И. Поливанов, Л.Н. Хомутов). Сохранена тетрадь рисунков Л. этих лет, известная под названием «Юнкерская тетрадь». Рисунки поэта представлены и в ученических тетрадях его товарищей.

Черты военного человека, сложившиеся в характере Л. за время обучения, отражены в письме к М.А. Лопухиной: «Итак, если будет война, клянусь вам Богом, буду везде впереди» [VI; 707]. И все же военная дисциплина учения был не по душе Л.: «Вообразите себе палатку в 3 аршина в длину и ширину и в 2 1/2 в вышину, в которой живет три человека со всем снаряжением, со всеми доспехами, как: сабли, карабины, кивера и проч., и проч. Погода была отвратительная, из-за бесконечного дождя мы бывало по два дня сряду не могли просушить свое платье. Тем не менее эта жизнь мне до некоторой степени нравилась. Вы знаете, дорогой друг, что у меня всегда было вполне определенное пристрастие к дождю и грязи и теперь, слава богу, я насладился ими вдоволь. Мы вернулись домой, и скоро начинаются наши занятия. Единственно, что придает мне сил — это мысль, что через год я офицер» [VI; 714]. Обучение было закончено в 1834 г., 22 ноября 1834 г. поэт был выпущен из Школы корнетом в Лейбгвардейский Гусарский полк.

В 1859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика Школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1864 г. преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое располагалось уже в новом здании — в здании по адресу Ново-Петергофский проспект, д. 54. Для увековечения памяти поэта в 1881 г. начальник училища А.А. Бильдерлинг приступил к организации первого в России Лермонтовского музея, который был открыт 1883 г.

Музей разместился на третьем этаже училища в сводчатом зале с колоннами. В экспозиции музея были представлены портреты поэта, картины самого Л., в витринах размещалась рукописи и личные вещи, в шкафах — периодические издания и книги. Посредине зала возвышался постамент с бронзовой лирой и барельефным изображением Л. работы М.И. Цейдлера. Перечень и описание музейных экспонатов представлен в каталоге «Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища» (СПб, 1883). В начале 1887 г. в обзоре музейной экспозиции («Русская старина», т. 53, № 2) Бильдерлинг указывал, что в музее представлены 1164 экспонатов; к 1890 г. — уже 1409. К 100-летию о дня рождения поэта Лермонтовский музей был самым большим хранилищем вещей, связанных с жизнью и творчеством поэта. В начале 1917 г. Николаевское кавалерийское училище было упразднено, фонды Лермонтовского музея переданы Пушкинскому дому, и экспонаты составили фонды ИРЛИ.

Следует отметить, что в 1916 г., к 75-летней годовщине со дня смерти поэта, Ново-Петергофский проспект был переименован в Лермонтовский, а напротив здания училища установлен памятник Л. по проекту Б.М. Микешина, представляющий поэта сидящим на скамье в гусарском ментике и накинутой шинели.

Лит.: 1) Анненков И.В. Несколько слов о старой Школе гвардейских прапорщиков и юнкеров. 1831 год // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 154–161; 2) Назарова Л.Н. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров // ЛЭ. — С. 626; 3) Фонякова Н.Н. Лермонтовски музей // ЛЭ. — С.253–254; 4). Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1823–1873. — Николаев: Типография Второй Его Величества канцелярии, 1873. – 344с.; 5) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. — 688с.

К.А. Поташова