Критика

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876–1956),

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876–1956),

русский художник, основатель общества «Бубновый валет».

Первое обращение художника к творческому наследию Л. связано с оформлением оперы А.Г. Рубинштейна «Купец Калашников», поставленной в театре Зимина в 1912 г. Для постановки художник выполнил сценические декорации и костюмы.

Из воспоминаний самого художника известно, что поэзия Л. интересовала его еще с детства. Детские лирические воспоминания легли в основу серии кавказских пейзажных зарисовок. Путешествуя в 1927 г. по Кавказу, К. выполнил несколько этюдов-зарисовок мест, связанных с жизнью и творчеством Л. — «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза», «Казбек», «Пятигорск. Дом Лермонтова» (этюды выполнены маслом и акварелью, хранятся в семье художника).

В 1940-х гг. К. много работал над образом поэта, о чем свидетельствуют воспоминания художника: «Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии. Лермонтова, гордый и счастливый признанием, тоскующий по родине, почти юноша, — таков должен быть он нам моей картине» [1; 197]. Очевидна связь работы К. с акварельным автопортретом, на котором Л. изобразил себя в черной бурке, ставшей колоритной деталью и на портрете К. Однако поставленная перед художником цель портрета — передача психологии поэта, его внутреннего мира — в полной мере не нашла своей реализации. Особенно обращают на себя внимание историко-бытовые детали портрета — костюм и реквизиты Л., точно соответствующие николаевскому времени, кавказский пейзаж, открывающийся в левой части картины. Портрет был закончен в 1943 г., к этой работе художник не возвращался.

Лит.: 1) Нейман Б.В. П.П. Кончаловский. Творческий путь одного из выдающихся живописцев нашего времени. — М.: Советский художник, 1967. — 292 с.; 2) Никольский В.А. П.П. Кончаловский. — М.: Советский художник, 1936. — 151 с.

К.А. Поташова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *