==АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (1830–1841)==

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (1830–1841)

Впервые были выделены из общего раздела заметок и планов Л.при подготовке академического собрания сочинений поэта в 6 томахв 1957 г. [VI; 385–388], [1]. Относятся к наименее изученной сфере творчества Л., хотя представляют значительный интерес как с культурно-исторической, так и с художественной точки зрения. Невозможно должным образом оценить исповедальность творчества поэта, не учитывая те материалы, в которых непосредственно отразился его интерес к дневниковой форме. Ряд заметок свидетельствует об интересе Л. к дневникам и письмам Байрона, с которыми поэт был знаком благодаря книге Т.Мура «Письма и дневники лорда Байрона с заметками о его жизни» («Letters and Journals of Lord Byron wit h Notices of his Life», By T. Moore. London, 1830). По-видимому, именно байроновский опыт был руководством для дневникового замысла Л., его автобиографических заметок, а также некоторых лирических циклов [см.: 2].

<1> (1830) «Замечание»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. V. Впервые опубликовано:«Отеч. зап.», 1859, т. 125, № 7, отд. 1, с.5.
Памятная запись Л. в связи с чтением книги Т. Мура «Письма и дневники лорда Байрона с заметками о его жизни» («Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», By T. Moore, v. 1 , London, 1830).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 24; 2) Вацуро В.Э. Т.Мур // ЛЭ. — С. 323–324; 3) Глассе А. Лермонтов и Е.А. Сушкова // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. — Л.:Наука, 1979. — С. 91–96; 4) Кондратенкова Е.А. След писем и дневников Байрона в «Герое нашего времени» // Наукові записки ХНПУ iм. Г.С. Сковороди. Серія літературознавство. Вып. 3 (71). — Харьков: ППВ Новеслово, 2012. — С. 88

<2> (1830) «Музыка моего сердца»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. V. Впервые опубликовано: Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 497.

Свидетельство о музыкальных интересах Л.; образ «музыки сердца» перекликается с общеромантической идеей панмузыкальности, согласно которой музыкой проникнуто все мироздание и душа человека; музыка сфер становится музыкой сердца. Биографы Л. отмечали его глубокие музыкальные интересы; известно, что поэт «хорошо играл на скрипке и на фортепиано» (Висковатый П.А. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.С. 40). Об игре Л. на скрипке упоминается также в газетном отчете об испытаниях в Пансионе (см. «Моск. ведомости», 1830, 15 янв., № 5, с. 212).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 24; 2) Махов А.Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. — М.: Intrada, 2005. — С. 135–139.

<3> Записка 1830 года, 8 июля. Ночь

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано:«Отеч. зап.», 1859, т. 125, № 7, отд. 1, с. 16–17.

Автобиографическое свидетельство юного Л. о первой любви; написано под влиянием рассказанной Т.Муром истории детской влюбленности восьмилетнего Байрона (см.: «Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», By T.Moore, v. 1, London, 1830, p. 15). По предположению Л.М. Аринштейна, эта запись, напоминающая своеобразное ст. в прозе,перекликается с лирическим ст. в прозе «Кавказ», написанном незадолго до этой автобиографической записи Л.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 24; 2) Лобова Т.М. Феномен детства в художественном сознании М.Ю. Лермонтова // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — № 59. Сер. 2, Гуманитарные науки. — Вып. 16. — С. 219–226.

<4> (1830) «Когда я был трех лет»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: Соч. п од ред. Ефремова, т. 2, с. 498.

Лирическое воспоминание Л. о единственном наиболее живом его впечатлении о покойной матери, по предположению Л.М. Аринштейна, представляет собой своеобразный автокомментарий к ст. «Кавказ». — воспоминание Л. о мелодии, к-рую «певала» ему «покойная мать». Этот мотив нашел также выражение в ст. «Кавказ». В литературе о поэте также закрепилась точка зрения, согласно которой это детское воспоминание стало основой для создания художественного образа ст. «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 24; 2) Лобова Т. М. Концепт «материнство» в творчестве М. Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения-II: Материалы Всерос. науч. конф.«Дергачевские чтения-2004». — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — С. 47–55; 3) Михайлов В.Ф. Песнь ангела // Михайлов В.Ф. Михаил Лермонтов. Один меж небом и землей. — М.: Молодая гвардия, 2012. — С. 6–13.

<5> (1830) «Я помню один сон»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано (вторая часть заметки): «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248; впервые полностью: Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 498.

Лирическое воспоминание Л., по словам Л.М. Аринштейна, «поражающее своеобразным сочетанием динамического и живописно-поэтического ви́дения природы» [1]. Запомнившееся поэту сравнение облаков с рыцарями, сопровождающими Армиду в ее замок, включено в трагедию «Испанцы» [V; 607].

Восходящий к мотивам поэмы Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим» образ волшебницы Армиды, имеющей власть над воображением и душой героя, соотносится с инвариантным для Л. сюжетом о «чудной деве» — о таинственной власти воспоминания над человеком (см. «Измаил Бей», «Джюлио» и др.).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 24; 2) Савинков С.В. Творческая логика Лермонтова. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2004. — С. 92, 112–113.

<6> (1830) Мне 15 лет

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано:Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 498.

Лирическое воспоминание Л., перекликается с мотивом «Писем и дневников Байрона»: «Это было взрывом страсти к моей двоюродной сестре… Мне было около двенадцати, она немного старше… Но я был глуп тогда…» («Letters…», p. 35–36).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25.

<7> (1830) «Наша литература так бедна»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248.

Размышление Л. о бедности русской литературы перекликается с общеромантическими замечаниями русской критики 1820–1830-х гг., от А.А. Бестужева (Марлинского) до В.Г. Белинского. Характерно для романтического восприятия истории литературы и содержащееся в лермонтовской заметке противопоставление собственно литературы и устного народного творчества («если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях»[VI; 387]), связанное с поиском национальных начал творчества, идеей «народного духа» как основы для развития новой, неподражательной литературы, свободной от нормативных требований классицистской поэтики. Л.М. Аринштейн рассматривает противопоставление народных сказок и французской словесности как парафразу примечания Пушкина к 1-й главе «Евгения Онегина», где говорится о балетах Дидло: «Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе» [VI; 529], 1.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25; 2) Вацуро В.Э. Лермонтов // Русская литература и фольклор (Первая половина XIX века). — Л.: Наука, 1976. — С. 212–13.

<8> (1830) Мое завещание

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 249.

Автограф заметки расположен на смежной странице со ст. «Дереву» («Давно ли зеленью радушной…»). Начиная со строк «положите меня…» — вольный прозаич. перевод заключитительной строфы ст. Байрона «A Fragment» (1803), помещенное в книге Т. Мура («Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», By T. Moore, v. 1, London, 1830, р. 52; “If that with honour fail to crown my clay, / Oh! may no other fame my deeds repay! / That, only that, shall single out the spot; / By that remember’d, or with that forgot)”.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25.

<9> (1830) «Еще сходство в жизни моей»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VII. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 246.

Размышляя о сходстве своей судьбы с жизнью Байрона,Л. опирается здесь на фрагмент рассказа Т.Мура о предсказании, которое сделала гадалка матери Байрона (см.: «Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», By T. Moore, v. 1, London, 1830, р. 37–38).

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25.

<10> (1831) «Я читаю Новую Элоизу»

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. X. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248.

Заметка, представляющая значительный интерес для реконструкции историко-литературной концепции Л. Отрицательная оценка романа Ж.-Ж.Руссо, связанная с тем, что юного поэта не удовлетворяет излишняя рационалистичность и утопичность представленной нравственной концепции («идеалы … прекрасны, чудесны; но несчастные софизмы, одетые блестящими выражениями, не мешают видеть, что они все идеалы» [VI, 388]). Противопоставляя Руссо роман И.-В. Гете «Страдания юного Вертера», Л. отдает ему предпочтение как более живому и психологически достоверному изображению внутреннего мира человека.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25; 2) Вольперт Л.И. Лермонтов и французская литературная традиция (сопоставление с Пушкиным) // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. — Тарту: Тартурский университет, 2010. — С. 35.

<11> (1831) 2-го декабря: св. Варвары

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. XI. Впервые опубликовано: Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 50.

Дневниковая запись Л., по традиции связываемая биографами с его чувством к В. А. Лопухиной. Л.М. Аринштейном отмечена неточность в записи: Варварин день отмечался не
2 декабря, а 4 декабря.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25.

<12>, <13>, <14>, <15>

Автографы хранятся в РНБ. Впервые опубликовано: Михайлова А. Н. Рукописи М.Ю. Лермонтова. — Л., 1941. С. 37–38, 68–69. Датируются: <12>, <13> — 1840 г., <14>, <15> — 1841 г.

Записи Л. «для памяти»: визиты, адреса, погода в определенный день и т. п. Свидетельствуют об общении поэта с рядом современников — Ахвердовой, Завадовской, Л.Голицыным, А.О. Смирновой, Е.П. Ростопчиной, Лавалями и др.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Автобиографические заметки // ЛЭ. — С. 25.

Т.А. Алпатова