КОНСТАНТИНОВ Федор Денисович (1910–1998),
русский художник, иллюстратор, работал в технике графики и ксилографии. Значительное место в творчестве К. занимают книжные иллюстрации, в которых художник продолжил и развил традиции своего учителя — В.А. Фаворского. Интересны работы К. к произведениям Пушкина, Тютчева, Тургенева, Достоевского. По мнению искусствоведов (А. Михайлов, Ю. Кузнецов) наиболее успешными и значительными работами художника в книжной графике стали иллюстрации к Л.
В 1941 г. к 100-летию со дня гибели поэта для Гослитиздата К. подготовил 8 гравюр на дереве к поэме «Мцыри». Иллюстрированием поэмы художник занимался на протяжении двадцати лет, несколько раз переделывал эту серию и к 1961 г. завершил работу, дополнив серию новыми гравюрами. Поэма с доработанными иллюстрациями была издана Гослитиздатом в 1946 и 1961 гг. Окончательная серия иллюстраций представлена следующими работами: суперобложка, титульный разворот, заставка к книге, 25 сюжетных заставок и 3 иллюстрации.
Весь цикл иллюстраций К. отличает продуманность и композиционная стройность. Работой художника открывается уже титульный разворот книги — изображается Мцыри на драматическом фоне темного неба и гор. Большей части поэмы сопутствуют заставки — зарисовки скал, бурных рек, монастыря. Те главы, в которых раскрывается драматическая судьба юноши, сопровождаются уже не заставками, а иллюстрациями. Таких иллюстраций подготовлено 3 — «Рукою молнии ловил…» (к VIII главе), «Кругом меня цвел божий сад…» (к XI главе) и «Я висел над глубиной…» (к XII главе).
Главным достоинством работ К. стал удачный крупноплановый портрет самого Мцыри. Ю. Кузнецова в книге о художнике отметила: «Целое поколение читателей представляет себе лермонтовского Мцыри таким, каким изобразил его Константинов» [4; 61].
Работа над портретом велась напряженная — от издания к изданию он переделывался и совершенствовался. Для того, чтобы наиболее верно и точно запечатлеть юное лицо, взгляд, движения, художник в основу окончательного варианта портрета Мцыри положил портрет своей дочери. В этом же варианте К. отказался от драматического фона — атмосферу художник сумел передать только средствами живописи — беглыми штрихами и контрастом света. Иллюстрации к «Мцыри» были высоко оценены искусствоведами, работы К. были поставлены в один ряд с картинами крупнейших отечественных художников: «Константинов дерзнул вступить в состязание с Врубелем. И, несомненно, его иллюстрации к поэме “Мцыри” являются лучшими, что создано после Врубеля» [1; 19].
В 1963 г. для Гослитиздата К. подготовил иллюстрированное издание романа «Герой нашего времени». Книга открывается портретом Л. Для издания было подготовлено более 30 гравюр, среди которых: фронтиспис, титульный лист, заставки, иллюстрации («Встреча Печорина с Бэлой на свадьбе», «Казбич похищает Бэлу», «Песня Ундины», «Сцена в гроте», «Печорин на коне» и др.), текстовые иллюстрации (к «Тамани» и «Княжне Мэри»), заставки-развороты и концовки.
В 1960-х гг. К. начал работать над поэмой «Демон». В статье «Любимые образы» художник писал: «В лермонтовской поэме меня увлекают темы познания мира, борьбы добра и зла, мучительные поиски гармонии между бесконечностью времени и краткостью жизни человека и мира, раздумья о высокой сущности любви и ее трагедийностью. Несмотря на невероятную сложность, я не могу расстаться с мыслью иллюстрировать поэму» (3; 12). Иллюстрации подготовлены в технике линогравюр (гравюра на линолеуме): «Демон у стен монастыря», «Тамара в монастыре», «Летел над грешною землей», «Могучий взор смотрел ей в очи» (каждая размером 1050.700). Все перечисленные линогравюры экспонировались на выставке произведений московских художников в 1964 г.; на эти же сюжеты были выполнены полотна маслом.
В живописном наследии К. следует выделить и иллюстрации к лирике Л. — в 1953 г. художник подготовил заставки к стихотворениям «Два великана», «Тучи», «Родина», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу» (иллюстрации были опубликованы в книге «Избранные произведения М.Ю. Лермонтова», М.; Л.: Детгиз, 1953).
К. внес значительный вклад в иллюстрирование произведений Л.: «В гравюрах художника, как и в его живописи, льется мятежная, певучая линия, передающая глубокие душевные движения, жизнь, исполненную труда, поиска, долготерпения, напряженности» [1; 18].
Лит.: 1) Константинов Ф.Д. Каталог выставки избранных гравюр / Междунар. союз общественных об-ний книголюбов, Музей экслибриса МСК [сост. В.В. Покатов] — М.: Международный союз книголюбов, 2008. — 47 с; 2) Константинов Ф.Д. Графика. Живопись. Рисунок: каталог выставки / М-во культуры СССР, Академия художеств СССР; [сост. Н.А. Шашков]. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — 46 с.
К.А. Поташова