МАВРИНА (МАВРИНА-ЛЕБЕДЕВА) Татьяна Алексеевна (1902–1996).

Художница, график. Как иллюстратор известна благодаря работам к сказкам: Маврина иллюстрировала русские народные сказки, много работала над сказками А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961). В 1969 г. вышла в свет ее «Сказочная азбука». В 1981 г. М. было присвоено звание Заслуженный художник РСФСР.

В начале 1930-х гг. М. получила заказ на выполнение иллюстраций к биографическому роману С.Н. Сергеева-Ценского (1875 — 1958) «Мишель Лермонтов» (роман был создан в 1933 г. из нескольких пьес о Л. — «Поэт и чернь», «Поэт и поэт», «Поэт и поэтесса»).

Центральным образом в иллюстрациях М. к роману Сергеева-Ценского стал сам Л. В 1933 г. к этому роману художницей была представлена серия иллюстраций — 27 рисунков, выполненных в технике акварели и графики (тушь, перо), среди которых: «Лермонтов в группе с Мартыновым» (1932), «Лермонтов перед группой девушек» (1932), «Лермонтов на пирушке» (1932), «Лермонтов в светском обществе» (1932), «Лермонтов на прогулке верхом с Оммер-деГелль» (1932), «Лермонтов за игрою в карты» (1933), «Пятигорское общество» (1933) и др. Наиболее интересными, яркими работами художницы для этого издания являются ее рисунки «М.Ю. Лермонтов у гроба Пушкина» и «М.Ю. Лермонтов слушает игру на рояле».

Необходимо отметить, что роман Сергеева-Ценского дает неточные сведения о жизни поэта: тот факт, что Л. видел Пушкина на смертном одре, недостоверен, прозвучал лишь однажды в речи П.П. Семенова-Тяньшанского на закладке памятника Л.

С 1939 по 1941 г. М. создала еще несколько серий иллюстраций к произведениям поэта. Известны ее шесть акварель- ных работ к поэме «Измаил-Бей»: «Чего ты хочешь от меня…» (1937, Государственный Литературный музей), «Ты вновь передо мной!» (1937, Государственный Литературный музей), «Горят аулы», (1937, Государственный Литератуный музей). В это же время М. выполнила два офорта к повести в стихах «Тамбовская казначейша»: «Обед у предводителя» и «Свидание в доме казначея» (обе работы находятся в лермонтовских фондах ИРЛИ РАН). В личной коллекции М. хранятся ее иллюстрации к роману «Герой нашего времени» — художница выполнила акварелью и гуашью четыре иллюстрации к повести «Тамань».

Интерес для М. представляли стихотворения поэта. Известен офорт «Казот» (ИРЛИ РАН) к стихотворению «На буйном пиршестве задумчив он сидел», к этому же стихотворению был выполнен и акварельный рисунок (музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске). Иллюстрация воссоздает картину французского светского вечера, на котором французский писатель Жан Казот (1719 — 1792) предсказал революционные события и насильственную смерть присутствующих на вечере вельмож.

Для альбома «М.Ю. Лермонтов в портретах» (М., 1941) М. выполнила иллюстрации к стихотворениям «Как часто пестрою толпою окружен» (офорт, лермонтовские фонды ИРЛИ РАН) и «Смерть поэта» (гуашь, перо, сепия, личная коллекция Т.А. Мавриной). Работы отличаются особым трагизмом, остротой конфликта.

Лит.: 1) Загорск [рис. и акварели Т. Мавриной]; / предисл. И.Э. Грабаря. — Л.: Художник РСФСР, 1968 — 95 с.; 2) М.Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях: Пособие для учителей средней школы / Сост. Э.Ф. Голлербах и В.А. Мануйлов. — Л.: Учпедгиз., 1941. — 194 с.; 3) Татьяна Алексеевна Маврина: каталог выставки [Загорский гос. истори-ко-художественный музей-заповедник] / авт. вступ. ст. и сост. кат. И.В. Чернович. — М.: Советский художник, 1978 — 74 с.; 4) Татьяна Алексеевна Маврина [по материалам выставки, организованной Союзом художников СССР и Государственной Третьяковской галереей: каталог] / сост. кат. Е. Жукова. — М.: Советский художник, 1973 — 85 с.

К.А. Поташова