«ПЛЕТНЕВ Петр Александрович» (1792 – 1865),
p.критик, поэт, близкий друг А.С. Пушкина, посветившего ему «Евгения Онегина», издатель соч. Пушкина, редактор «Современника» (1838–1846), профессор русской словесности (с 1832) и ректор (1840–1861) Петербургского университета.
П. встречал Л. в лит. салонах Карамзиных и В.Ф. Одоевского, но не был близок с поэтом и не испытывал к нему симпатии. «<…> этот человек не дорожил жизнью и не нашел в ней источника высшей деятельности. Бог знает: молодость ли тому причиной, или неясность идеи высокого назначения человека?» [4; 376], — писал П. Я.К. Гроту.
Изначально отзывы П. на творч. Л. были положительными. На выход «Героя нашего времени» критик откликнулся небольшой рецензией в разборе новых книг, сравнив роман Л. с «Рыцарем нашего времени» Н.М. Карамзина как произв., «ознаменованное печатью истинного таланта» и «принявшее на себя живые, яркие краски эпохи их создания» [6; 138]. Более развернутую оценку романа П. дал в письме Гроту, предлагая последнему перевести «Героя…» на шведский язык, что «подняло бы порядочные таланты во мнении финляндцев» [4; 130]. Высоко оценив «Бэлу» и «Максима Максимыча» и отметив, что «Тамань» и «Фаталист» «не без интересу», П. писал, что никак не ожидал, чтобы «человек с таким талантом, как Лермонтов, был до такой степени утомителен и даже несносен как он в кн. Мери», в которой все «лица ни на что не похожи» и только потому, что Л. «почитает за верх ума презрение к женитьбе» [4; 145–146].
Рецензируя «Стихотворения» Л., П. говорил о «независимости таланта и верности чувства» [7; 98] поэта, отмечал его разносторонность и творческую эволюцию. В дружеском кругу критик с «удовольствием» читал вслух «Сказку о купце Калашникове» [4; 468–469].
Вместе с тем, П. не ставил Л. в число первостепенных рус. литераторов и с иронией относился к «широковещанию» В.Г. Белинского с его «возгласами о мировой гениальности» Л. [4; 228]. Более того, превознесение Л. провоцировало П. на резкую критику его творч. В 1843 г. он с полным согласием передал Гроту мнение о Л. Е.А. Боратынского: «<…> Лермонтов (о стихах его говорить нечего, потому что он только воспринимал лучшее у Пушкина и других современников) в повести своей показал лучший образец нынешней французской прозы, так что, читая его, думаешь, не взято ли это из Евгения Сю или Бальзака» [5; 112]. В 1840-е годы имя Л. часто упоминалось в полемике вокруг «натуральной школы», и если Белинский, пропагандист этого направления, возводил Л. к ее основоположникам, то В.Ф. Булгарин, реакционный критик и ярый противник прогрессивной лит. того времени, напротив, неоднократно противопоставлял ей «Героя нашего времени» как образец классического нравственного романа. У П. была своя позиция в этом споре, характерная, впрочем, и для других корифеев пушкинского времени (П.А. Вяземского, Н.А. Полевого, Е.Ф. Розена), — он оставался верен идеалам юности и судил об искусстве с идеалистических позиций романтизма. Творч. Л., во многом благодаря Белинскому, воспринималось П. как воплощение новой реалистической лит., и критическое отношение П. к «натуральной школе» неизбежно отражалось на его оценке произв. Л. и успеха поэта у публики: «Роман, поэма, трагедия <…> должны стремиться к поддержанию французских политических идей — и тогда всякую нелепость модные критики назовут мировым явлением. На этом у нас выехал Лермонтов» [5; 323]. Стремление к социальной заостренности и натурализму, присущее реалистическим произв. середины XIX века, представлялось П. глубоко ложным: «Нет теперь ничего нигде прекрасного просто человечески, а все оценивается по отношению к господствующим в политике идеям» [5; 323], — писал он Гроту.
Лит.: 1) Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1898. Т. 46. — С. 874–875; 2) Гиллельсон М.И. Плетнев // ЛЭ. — С. 421–422; 3) Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2002. — С. 8–50; 4) Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым: В 3-х т. Т. 1. — СПб.: тип. М-ва пут. сообщ., 1896. — 704 с.; 5) Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым: В 3-х т. Т. 2. — СПб.: тип. М-ва пут. сообщ., 1896. — 968 с.; 6) <Плетнев П.А.>. «Герой нашего времени», 1840, т. 19, № 3, отд. 3, с. 138–139; 7) <Плетнев П.А.>. Стихотворения М. Лермонтова, 1841, т. 21, отд. 2, с. 98–99.
Ю.Н. Сытина