«ШЕВЫРЕВ Степан Петрович» (1806 – 1864),

p.литературный критик, поэт, видный журналист 30−40-х годов («Московский наблюдатель», «Москвитянин»), профессор Московского университета.

Развернутый отзыв на произведения Л. дан в статьях «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова» (1840) и «Стихотворения М. Лермонтова» (1841).

У Ш. есть верные, местами глубокие суждения и одновременно спорные заключения о произведениях Л. В статье о «Герое нашего времени» критик указывает на редкий случай, когда «в таком молодом таланте жизнь и искусство являлись в столь неразрывной и тесной дружбе», оба мира поэзии — «наш внешний и внутренний» — равно ему доступны. В слоге Л. Ш. отмечает «силу дара необыкновенного». И в целом «Герой нашего времени» рассматривается как «одно из замечательных произведений нашей словесности». Но в разборе образа Печорина Ш. приходит к выводам, которые не могли быть приняты ни в годы Л., ни после. Критик не отрицает художественной правдивости в обрисовке персонажа. Однако нравственные недуги, которыми страдает Печорин (эгоизм, тщеславие, внутренняя раздвоенность), он относит исключительно к воздействию Запада. Русская жизнь, по убеждению Ш., не могла породить такого характера («пигмей зла»). В этом смысле Печорин — «герой фантазии», т.е. герой, подражающий образцам Запада. Тем не менее, произведение Л., по словам Ш., содержит в себе «глубокую истину и нравственную важность». Роман может предостеречь читателя от того, чтобы «призрак недуга», изображенный «кистью свежего таланта, не перешел для нас из мира призрачной мечты в мир тяжелой действительности».

Немного слабее по уровню осмысления свойств лермонтовского таланта статья Ш., посвященная сборнику «Стихотворения М. Лермонтова» (1841). В основу статьи положена ошибочная мысль о «протеизме» молодого поэта, создававшего якобы свои стихотворения по известным поэтическим образцам Жуковского, Пушкина, Баратынского, Бенедиктова. Высказанная в конце статьи надежда о том, что пора ученичества пройдет и талантливый поэт обретет свой значимый голос, не подкреплена разбором его лирики. Все свелось к выделению сходства некоторых лермонтовских строк с поэтическими строчками других поэтов. Глубинная суть стихотворений Л. оказалась непонятой критиком, исходившим из нормативных убеждений о том, что истинная поэзия призвана не омрачать читательскую душу, а вести ее в «светлый и избранный мир» с тем, чтобы такой мир перешел «в действительную жизнь нашего любезного отечества». Острокритический, «бунтарский» пафос поэзии Л. был неприемлем для критика, закладывавшего основы историософской теории о единстве православия, самодержавия и народности.

Лит.: 1) Гершензон Д.Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Худ. лит., 1941. — С. 589–616; 2) Лаврецкий А. Борьба за Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 9–41.

И.П. Щеблыкин