ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856–1933),
русский живописец, мастер в области пейзажной и исторической живописи, график, театральный художник. В своем творчестве продолжал традиции В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина. С 1899 г. В. стал членом Товарищества передвижых художественных выставок, в 1903 г. выступал одним из инициаторов создания Союза русских художников. Вместе с братом, В.М. Васнецовым (1848–1926), работал над иллюстрациями к юбилейному изданию собраний сочиненийЛ. Инициатором создания этого издания был П.П. Кончаловский (1838–1904), петербургский редактор. Братья Васнецовы выполнили в 1891 г. ряд иллюстраций к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В. было поручено выполнить иллюстрации с видами Москвы XVI в. Из писем художника известно, что эта иллюстрация стала первой работой В. на сюжет московского быта. Художник со всей серьезностью отнесся к этому заданию и основательно занялся историей и археологией Москвы. В. писал: «Первая серьезная работа, заставившая меня заняться археологией Москвы, был рисунок к юбилейному изданию Лермонтова, к “Песне о купце Калашникове”. Пришлось с альбомом в руках собирать графический материал по музеям и библиотекам» [1].
В. выполнил для издания несколько рисунков на темы «Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскоречья», «Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем», «Красная площадь».
Интересны письма братьев Васнецовых, рассказывающие о работе над иллюстрациями: «Твои темы мне очень нравятся, — постарайся в грязь лицом не ударить. Что касается пейзажа к “Калашникову” твоего, то я ровно ничего не имею против этого, но, разумеется, никого постороннего не желал бы пускать в свою часть, а ты, если и еще что-нибудь найдешь из него, то делай. Часть уличных пейзажей Москвы, я думаю, втиснем в заставки, если, конечно, времени хватит» [2].
Картины В.с видами Москвы выполнены с удивительной исторической точностью изображения древних улиц, теремов, церквей, точно соответствует археологическими сведениям. Для издания юбилейного собрания сочинений Л. был взят рисунок «Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскоречья» (итальянский карандаш, 1891; собрание Государственной Третьяковской галерее).
Кроме видов древней Москвы В. выполнил для издания иллюстрации к поэзии Л. По мнению искусствоведов, художнику особенно хорошо удалось изобразить Кавказ — иллюстрация к стихотворению «Горные вершины».
Кавказ действительно привлекал художника, в 1895 г. он побывал в этих местах. Свое путешествие В. поэтически описал в очерке «Поездка к Эльбрусу»: «Далеко на запад, начиная от Эльбруса, тянулась главная гряда Кавказа, покрытая вечными снегами, напоминающими собой лоскутья белой материи, зацепившейся некогда за остроконечные гранитные вершины и оставшейся на них» [3]. Путешествие по Кавказу дало художнику, по его словам, «запас неисчерпаемых мотивов для картин» [4]. В. посетил Эльбрус, Владикавказ, Дарьяльское ущелье, Тифлис. Очарованный живописными видами, художник создал несколько больших пейзажей Кавказа: «Казбек» (1895, Государственная Третьяковская галерея), «Кавказ» (1896, МГУ), «Дарьял» (1897, местонахождение неизвестно), «Пустыня гор» (1897, местонахождение неизвестно) и др.
Кавказские впечатления нашли свое отражение и в работе «Горные вершины». Создавая иллюстрацию к стихотворению,художнику удалось прочувствовать основную идею поэта — пантеистическая идея духовного единения природы и человека. На фоне величественных горных вершин изображен человек, освобожденный от земных страстей. Об этой работе художника писал А.Н. Бенуа: «Васнецову единственному удался Кавказ, а между тем сколько русских художников писали его, начиная от Виллевальде, Лагорио, кончая Киселевым. Кавказ Аполлинария Васнецова — единственно приближается к Кавказу Лермонтова» [5].
В иной, реалистической манере выполнена В. иллюстрация к стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…». Также В, были выполнены иллюстрации к стихотворениям «Как часто пестрою толпою окружен…», «Тучи», «Дубовый листок», виньетки к стихотворениям «А.О. Смирновой» и «К портрету». По мнению критиков, эти работы художника менее удачны и в полной мере не выражают философской мысли поэта.
Лит.: 1) Васнецов А.М. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С 11; 2) В.М. Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. / Сост., вступ. Ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. — М.: Искусство, 1987. — С. 91; 3) Васнецов А.М. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 21; 4)Там же. — С 21. 5). Там же. — С. 9.
К.А. Поташова